Часть полного текста документа: Содержание Введение. 2 Дидактические цели проверки знаний. 2 Организация проверки знаний. 3 Устная проверка знаний. 3 Работа с карточками. 5 Типы карточек, используемых на уроках природоведения. 5 Письменная проверка знания. 10 Пример письменной проверочной работы за 1 полугодие (2-ой класс) 10 Использование практических заданий при проверке знаний. 12 Заключение. 13 Литература. 14 Введение. Проверка и оценка знаний учащихся на уроке - завершающий этап обучения. Основная цель этой составной части урока - определение качества усвоения учащимися учебного материала. Учитель имеет возможность убедиться в том, насколько эффективны организация урока, его содержание, методика проведения. Если учитель обнаруживает неудовлетворительные знания у значительной части учащихся, он стремится внести те или иные изменения в организацию и методику учебной работы, совершенствовать урок. Если же пробелы в знаниях носят индивидуальный характер, учитель организует дополнительную работу с отдельными учащимися. Дидактические цели проверки знаний. Требования, предъявляемые к организации проверки знаний, умений и навыков по природоведению, сводятся к следующему: а) индивидуальному подходу к проверке знаний учащихся, во время которой преподаватель учитывает разный уровень их развития, не завышая и не занижая предъявляемых требований; б) тщательной подготовке проверки знаний детей, определению ее цели, видов и форм на разных этапах урока; в) подготовке вопросов для проверки знаний учащихся. С целью формирования основ материалистического мировоззрения в процессе проверки знаний необходимо устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. Например, только анализируя и сопоставляя полученные знания, учащиеся смогут ответить на следующие вопросы учителя: почему птицы улетают на юг? Почему мать-и-мачеха цветет рано весной? Почему белка не засыпает на зиму? Почему медведь зимой спит? Почему на южной стороне холма снег начинает таять раньше и быстрее? И т. д. Необходимо, чтобы вопросы будили мысль учащихся, развивали их познавательные способности, заставляли думать, анализировать обобщать и сравнивать. Например, учитель может дать следующие задания: сравните растения степей и пустынь, выделите черты их сходства и различия, объясните, почему листья осенью у деревьев и кустарников опадают, и т. п. При работе с картой необходимо ставить вопросы, требующие чтения карты: где проходит Северный морской путь? Какой океан омывает Евразию с запада? В каком направлении тянутся Уральские горы? Полезно использовать вопросы, связанные с непосредственными наблюдениями учащихся, с практическими работами на местности, например как определяют на местности направление течения реки? Как определяют правый и левый берег реки? Какие птицы прилетают в нашу местность в октябре и ноябре? Какие растения первыми зацветают в нашей местности? При проверке знаний необходимо использовать наглядные пособия картины, таблицы, натуральные объекты, экранные пособия. Желательно сочетать их друг с другом: карту с картиной, таблицу с коллекцией, гербарий с рисунком. Например, рассказывая о тундре, необходимо показать на карте территорию, которую она занимает, демонстрируя изучаемое полезное ископаемое, рассказать по таблице о его добыче. Организация проверки знаний. Устная проверка знаний. Проверку знаний учащихся учитель осуществляет по-разному. ............ |