Часть полного текста документа:Психологические формы работы с учащимися по формированию осознанного выбора профиля обучения С. Г. Тумакова, МОУ СОШ № 1 В современных условиях модернизации образования актуально и остро встаёт проблема помощи старшеклассникам в осознанном выборе профиля дальнейшего обучения и будущей профессии. Задача психолога в этой ситуации состоит в том, чтобы дать ученику психологические средства разрешения его личностных проблем, связанных с определением версий дальнейшего образования. Психологи могут на основе диагностики этих психологических проблем помочь школьнику в совершении выбора профильного класса или обеспечить предпосылки к совершению профессионального выбора. Прежде чем оказать данную помощь, необходимо осознать цель и смысл её оказания, чётко представлять перспективы и ограничения развития личности в зависимости от выбора дальнейшего профиля обучения. Одна из главных целей современного профессионального образования, по мнению Л. М. Ми-тиной, состоит в развитии заинтересованности и потребности в самоизменении. Современные условия жизни общества требуют смены стратегии профессиональной адаптации на стратегию профессионального развития. Обществу нужен профессионал, знающий своё дело, способный самостоятельно принимать решения и нести ответственность за эти решения, за себя, за других, за страну, умеющий рисковать, творить, созидать. Но для того чтобы стать таким профессионалом, многим молодым людям на стадии выбора профессии, а прежде профиля обучения необходима психологическая помощь, психологическое сопровождение. Л. М. Митина в своей книге "Психологическое сопровождение выбора профессии" различает две основные формы психологической работы с оптантом: адаптивную и развивающую. Наиболее распространенными видами адаптивной являются диагностическая, бихевиористская и психоаналитическая профконсультации с оптантом или, говоря более привычным языком, профконсультации: адаптивная и развивающая. Наиболее распространенными видами адаптивной являются диагностическая, бихевиористская и психоаналитическая профконсультации. Диагностическая профконсультация базируется на трехфакторной теории профориентации Ф. Парсонса, основные положения которой он сформулировал еще в 1908 году. Он предложил выделять три фазы профориентационной работы с оптантом: первая включает изучение психических и личностных особенностей, вторая предполагает изучение требований профессии и формулирование их в психологических терминах и третья подразумевает сопоставление этих двух рядов факторов и принятие решения о рекомендуемой профессии. Таким образом, предполагается, что существует жесткая взаимосвязь между особенностями человека и профессиональными требованиями. Сам выбор профессии рассматривается как поиск соответствия между требованиями профессии и индивидуальностью. Привлекательность такой схемы в ее внешней простоте и, вроде бы, логичности. Вместе с тем существенный просчет допускают приверженцы диагностического подхода, когда берутся решать судьбу человека, выбирая за него, кем ему быть, исключая тем самым из процесса принятия решения самого оптанта. Неправомерно принимать решение на основе одних только результатов диагностического обследования без учета изменений в мире профессий и перспективы развития личности (Е. ............ |