МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА»
Специальность 6.010100 «Социальная педагогика»
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
1.1 Виды и общая характеристика учреждений интернатного типа
1.2 Психолого-педагогические особенности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа
1.3 Основные цели и задачи деятельности социального педагога учреждениях интернатного типа
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
2.1 Основные формы и методы работы социального педагога с детьми в учреждениях интернатного типа
2.2 Методические рекомендации по эффективному взаимодействию социального педагога с детьми, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа
Выводы по второй главе
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В последние годы проблема сиротства стала чрезвычайно актуальной: происходит неуклонный рост числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы. Он связан с падением социального престижа семьи, ее материальными и жилищными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости, снижением стабильности брака, увеличением среди сирот детей со сложными, комплексными видами отклонений, различными формами задержки психического развития, гиперактивностью, с трудностями в обучении и поведении, склонностью к бродяжничеству, девиантному поведению [11].
По данным Государственного комитета статистики Украины, общее число детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в Украине составляет 100678 человек. Количество детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, которые воспитываются и обучаются в школах- интернатах для детей-сирот, увеличилось в 1,4 раза [3].
Следует отметить, что в последние годы проблемы социальной и правовой защиты детей, лишенных родительской заботы, не остаются без внимания государства и общественных учреждений. Свидетельствуют об этом государственные документы: Закон України «Про охорону дитинства» від. 24.06. 2001р., Указ Президента України № 1153 від. 17 жовтня 1997р. «Про затвердження заходів щодо поліпшення становища дітей сиріт та дітей, які залишились без піклування батьків» и т.д. Также в нашей стране наряду с такими традиционными формами семейной заботы о детях-сиротах и детях, лишенных родительской заботы, как усыновление и опека над детьми, расширяется система детских домов семейного типа как альтернатива интернатным учреждениям воспитания. С 1998 года начата работа по организации и дальнейшему становлению института приемной семьи[3].
Сегодня в Украине наблюдается тенденция к увеличению количества детей, над которыми нет возможности оформить опеку, усыновить их или направить на воспитание в детский дом семейного типа или приемную семью. Это обусловлено как социально-экономическими, так и психологическими факторами. И все-таки, основной формой опеки детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы остается государственная система интернатного воспитания [3].
Детские дома и общеобразовательные школы-интернаты всех типов и форм собственности для детей сирот и детей, лишенных родительской заботы, призваны обеспечивать им условия для проживания, разностороннего развития, воспитания, получения определенного уровня образования, профессиональной ориентации и подготовки, готовить детей к самостоятельной жизни. ............