Часть полного текста документа:"Город на горе". Апостолы в начале пути А. Алексеев, историк. В древности религиозные представления были частью национального сознания. Каждый народ чтил собственных богов. Чужих богов боялись или презирали, иногда даже брали их (точнее, их статуи) в плен. Понятие универсальности божества и абсолютной истины, стремление восславить и утвердить истинную веру принадлежат новой эпохе, периоду становления мировых религий и начинающейся глобализации. Впервые оно проявилось в Палестине. В ожидании Мессии Ко времени Рождества Христова потомки древних израильтян уже давно утратили национальную государственность и рассеялись по всему Средиземноморью. Из четырех-шести миллионов как минимум две трети их жили вне Палестины. Положение этой диаспоры - одной из многих в Римской империи - было поистине уникальным. Причина крылась в особенностях еврейской религии - иудаизма. Римляне разрешали своим подданным почитать каких угодно богов, лишь бы люди не забывали приносить жертвы Гению императора. Это устраивало всех, но только не иудеев. В идейном отношении иудаизм отличался терпимостью: с фарисеями, скрупулезно соблюдавшими библейские предписания, уживались саддукеи, отрицавшие предопределение и бессмертие души, и даже ессеи, отказывавшиеся молиться в Иерусалимском храме Яхве (Иеговы). Однако в общественной жизни важен не столько смысл религиозных догматов, сколько их внешние проявления. Иудеи не просто считали Яхве единственным настоящим богом, но и категорически не желали поклоняться кому-либо, кроме него. Более того, они приравнивали человеческие изображения к идолопоклонству, отказываясь видеть даже портреты и статуи кесаря в своих городах. Молиться за его благополучие (но только своему незримому богу) они соглашались лишь в храме, куда иноверцам вход категорически запрещался. И постоянные конфликты иудеев с римской администрацией возникали именно на основе этих установле ний. Наряду с обрезанием и строгим соблюдением субботы в иудаизме все больше разрасталась система запретов и ограничений (например, запрет принимать пищу совместно с неиудеями), образующая стену между правоверными иудеями и приверженцами прочих религий. Иудеи верили, что между Яхве и еврейским народом существует древний Завет (договор). Они чтили Библию и Законы, которые Яхве продиктовал Моисею на горе Синай, и были твердо убеждены, что рано или поздно явится предсказанный пророками Мессия, который восстановит Израильское царство во всем его величии. Пока же скрепя сердце терпели власть Рима. В 4 году до Р. Х., когда умер иудейский царь Ирод Великий (он служил римлянам не за страх, а за совесть), его владения Рим поделил на тетрархии (четверти). Сын Ирода Архелай вместе с царским титулом унаследовал бoльшую часть современного государства Израиль: Иудею (землю вокруг Иерусалима), Идумею, лежащую южнее и населенную родственными, но враждебными евреям племенами, и Самарию, расположенную севернее, - ее жителей правоверные иудеи приравнивали к иноверцам. Родной брат Архелая, Ирод Антипа, получил Галилею, окраинную и довольно дикую область к северу от Самарии, между морским побережьем и Генисаретским озером, и Перею на восточном берегу Иордана. Остальные земли поделили их единокровный брат Филипп Ирод и некий Лисаний. ............ |