1. Охарактеризовать оптический студийный синтезатор «АНС»
Пришло время нового звука. Мы живем в мире электронной музыки. Она рвется из колонок, «заводит» ночные клубы, щебечет неземными соловьями на изысканных концертах и долбит по ушам из-за стенки.
Но у любого явления есть история. АНС изобрел военный инженер Евгений Александрович Мурзин, носивший погоны полковника и пушечки в петлицах. Впрочем, форму Мурзин надевал нечасто, по натуре был человеком штатским. Музыку любил, особенно Скрябина. Собственно, со Скрябина все и началось…
Мурзин учился в Институте инженеров коммунального строительства, перед войной окончил аспирантуру. Был завзятым меломаном. Однажды попал на концерт, где исполнялся Скрябин, – и вышел потрясенный.
Композитору Скрябину было тесно в рамках тогдашней музыкальной системы – задорный студент Мурзин задумался, как эти рамки расширить и придумал фотоэлектронный оптический синтезатор звука.
АНС – это сокращенное «Александр Николаевич Скрябин». Так в честь любимого композитора Мурзин назвал тот самый фотоэлектронный синтезатор, нереальность выпуска которого ему доказывали здравомыслящие люди.
АНС стал сенсацией. Скрябинский музей был одним из главных культурных центров Москвы – музыкальные вечера, концерты для элитной публики. Всем, естественно, демонстрировался мурзинский аппарат. Ведущие композиторы и музыканты, электронщики и акустики оставляли в книге отзывов восторженные записи. Их можно понять – новый инструмент фантастически расширял профессиональные возможности. В обычной октаве 12 звуков, в «ансовской» – 720 звуковых дорожек чистых тонов-то есть реально сконструировать любой звук, музыкальный, природный, неземной… Эти звуки можно было накладывать друг на друга, и на выходе получался аккорд оркестра, шум прибоя, пение загадочной птицы – что угодно. Завораживал сам процесс работы: клавиатуры не было, на покрытом специальной непрозрачной мастикой стекле прочерчивалась линия, через нее пускался световой луч на фотоэлементы – в общем, музыкальная фраза как бы рисовалась.
Более того! Оказалось, что изобретение востребовано временем. Это ведь начало шестидесятых, время первых полетов в космос. Возник общественный спрос на «космическую» музыку. Именно АНС позволял такую музыку писать.
И еще… Выяснилось, что собранный на коленке в окраинном бараке АНС – первый в мире музыкальный синтезатор. Все, что до этого делалось в Германии, Венгрии, США, на порядок отставало от мурзинского инструмента.
Речь не идет о привычных сегодня концертных синтезаторах, на которых играют клавишники. Концертные синтезаторы – уже следующий этап. АНС был синтезатором студийным и предназначался не для исполнения, а для извлечения и записи новых созвучий. Но именно на новых созвучиях стоит новая музыка, и потому АНС законно занимает место в фундаменте здания. И еще, на Западе думали над аппаратурой, которая имитировала бы традиционные инструменты, – один синтезатор заменяет целый оркестр! АНС это тоже может, но цель изначально ставилась другая. Мурзин говорил: зачем подражать скрипке? Скрипка и есть скрипка, ее никто не отменяет! Дополнить скрипку – вот что интересно!
Он пробил невероятную вещь – при институте решением Госкомэлектроники была организована специальная лаборатория по производству АНСов. ............