Министерство образования РФ
Пензенский государственный педагогический университет
им. В.Г.Белинского
Факультет начального и специального обучения Кафедра русского языка и методики его преподавания в начальных классах
Дипломная работа на тему:
"Работа с антонимами на уроках русского языка
и чтения в начальной школе"
Студент Шумилина И.В. Руководитель
канд. фил. наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах
Пескова Н.С.
Консультант канд. псих. наук
Шахова И.П.
Рецензент
учитель высшей категории средней школы №36
Турутова В.А.
Зав. кафедрой
канд. пед. наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах
Мали Л.Д.
Пенза, 2003 г.
Оглавление Введение
Глава 1. Антонимы, их типы и роль в лексико-семантической системе
1.1. Понятие о лексических антонимах
1.2. Типы антонимов по структуре
1.3. Антонимия и посисемия. Различные признаки антонимов
1.4. Антонимические ряды и их виды
1.5. Словари антонимов
1.6. Определение понятия "антоним" языковедами
1.7. Стилистическое использование антонимов
1.8. Психолого-педагогические основы изучения слов-антонимов в начальной школе
Глава 2. Методика работы над словами-антонимами в начальной школе
2.1. Сравнительная характеристика словаря младшего школьника
2.2. Анализ учебников русского языка с точки зрения изучения в них слов-антонимов
2.3. Констатирующий эксперимент
2.4. Обучающий (формирующий) эксперимент
2.5. Система упражнений для работы над антонимами
2.6. Использование слов с противоположными значениями на уроках чтения
2.7. Контрольный эксперимент
2.8. Работа со словарями антонимов в младших классах
2.9. Анализ альтернативных программ обучения русскому языку
Заключение
Библиография
Приложение
Введение
Антонимы1, или слова с противоположным смыслом, стали предметом лингвистического анализа сравнительно недавно, и интерес к изучению русской антонимии заметно возрастает. Об этом свидетельствует появление целого ряда специальных лингвистических исследований по антонимии2 и словарей антонимов3.
Потребность подобрать слова с противоположными значениями, найти образное противопоставление, "схватить" полярные проявления того или иного качества, признака, свойства часто возникают у людей самых разных специальностей, у всех, кто интересуется языком и тем более связан с ним своей профессией, то есть у филологов, преподавателей русского языка, переводчиков, писателей, журналистов.
Лексические единицы словарного состава языка оказываются тесно связанными не только на основании их ассоциативной связи по сходству или смежности как лексико-семантические варианты многозначного слова. В основе антонимии лежит ассоциация по контрасту, отражающая существенные различия однородных по своему характеру предметов, явлений, действий, качеств и признаков.
Антонимия представляет собой одно из существенных измерений лексико-семантической системы различных языков. ............