Часть полного текста документа:Раннее детство Императоров. Екатерина Великая Кравцова М. В. "Никогда не называть слабости пороками, не думать, чтоб людей совершенных найти можно было, никому не думать, что он весь свет исправить может". "Кто только видит пороки, не имев любви, тот неспособен подавать наставления другому". Екатерина Великая "...Кто не имеет ни добродетели, ни учтивости, ни поведения доброго, ни знания людей и вещей, тот не будет никогда в людях человек, достойный почтения. ...Не делай другому, чего не хочешь, чтобы тебе сделано было. Страхом научить нельзя, ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать..." Эти наставления взяты из инструкции Императрицы Екатерины Второй, собственноручно составленной ею для воспитания внуков, Великих Князей Александра и Константина Павловичей. Вряд ли Государыня Екатерина Алексеевна, думая об основах воспитания юных царевичей, не обращалась мыслью к собственному детству. Будучи уже признанной всем миром выдающейся государственной женой, умудренная Императрица писала записки, вспоминала детские годы, оценивала многое из того, что происходило с ней в раннем возрасте, уже с позиций жизненного опыта. Вспомним для начала немного о том, каковыми оказались плоды этого воспитания. Вспомним, что за человек, явившийся из-за границы на Святую Русь, правил ею на протяжении долгих лет с пользой и славой. Екатерина Вторая - личность уникальная. Прежде всего, тем что, будучи истинной европейской принцессой по воспитанию - в отличие от своих предшественниц, Государынь Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, она сумела оценить Россию и верно определить на тот исторический момент ее место в мире, не смущаясь дерзновенностью своих замыслов. Случилось так потому, что Екатерина искреннее полюбила свое новое Отечество. В опровержение до сих пор распространенной небылицы надо сказать, что бывшей немецкой принцессе удалось изучить русский язык в совершенстве. Впоследствии она изучила и церковнославянский - впредь до того, что делала переводы житий русских святых из монастырских книг на современный ей русский язык. В этом, конечно, Императрице помогло то, что с раннего детства обширный и гибкий ум юной принцессы постоянно развивался. Этот ум привыкал трудиться. В четыре года маленькую принцессу Софию-Августу-Фредерику учили читать. Впрочем, мы не советовали бы современным родителям брать пример с воспитателей будущей Екатерины Второй. Ранее приобщение к начальному образованию далеко не всегда и не всем идет на пользу. Однако не будем забывать, что в восемнадцатом веке люди взрослели намного раньше, чем в наши дни, раньше начинали взрослую жизнь. В семь лет девочка-принцесса уже считалась взрослой. Она должна была оставить игрушки, должна была уже хорошо осознавать свое положение в обществе. Родители начинали думать о будущей партии для нее. Стало быть - к тому времени то, что можно было бы в данном случае назвать начальным образованием, уже должно было быть завершено. Рано привилась в душе будущей Царицы и религиозность. В отличие, опять же, от распространенных мифов, Екатерина никогда не была вольнодумицей. ............ |