Творческая работа
По Дисциплине «Режиссура»
Разбор пьесы Ж.Б. Мольера «Версальский экспромт»
Студента III курса
режиссерского факультета
ВТУ им. Б. Щукина
Романа Михеенкова
режиссура пьеса мольер версальский экспромт
Разбирая «Версальский экспромт», одновременно с задачами, которые Мольер ставил актерам, я хотел бы обратить внимание на весь спектр режиссерских приемов, которыми он пользуется в работе с труппой. По сути, я позволю себе выяснить, для чего бы я, как режиссер, делал то, что делает Мольер. Из великолепного текста я отставлю сцены непосредственной работы Мольера – режиссера с актерами. На всякий случай оговорюсь, что мой анализ будет отталкиваться от того, что я разбираю все происходящее «изнутри», так как пьеса про постановку пьесы - конструкция довольно своеобразная. Объект разбора – Мольер – не автор, а герой «Версальского экспромта», который репетирует с актерами.
Текст Действие
ЯВЛЕНИЕ I
Мольер, Брекур, Лагранж, Дюкруази, г-жи Дюпарк, Бежар, де Бри, Мольер,
Дюкруази, Эрве.
Мольер. Да вы что же это, господа, на зло мне так копаетесь? Что же вы
не выходите на сцену? Черт бы вас всех побрал! Да ну, скорее! Господин
Брекур!
Брекур. Что такое?
Мольер. Господин де Лагранж!
Лагранж. В чем дело?
Мольер. Господин Дюкруази!
Дюкруази. Что еще?
Мольер. Госпожа Дюпарк!
Г-жа Дюпарк. Ну, ну?
Мольер. Госпожа Бежар!
Г-жа Бежар. Что случилось?
Мольер. Госпожа де Бри!
Г-жа де Бри. Что вам угодно?
Мольер. Госпожа Дюкруази!
Г-жа Дюкруази. Что там еще?
Мольер. Госпожа Эрве!
Г-жа Эрве. Иду, иду!
Мольер. А, прах их побери, с ума я с ними сойду! Вы, хотите, господа,
довести меня до бешенства?
Брекур. А вы чего от нас хотите? Мы даже ролей не знаем, а вы
заставляете нас играть. Кто кого доводит до бешенства?
Мольер. Странные существа эти актеры, попробуйте ими управлять!
Г-жа Бежар. Ну, вот мы пришли. Что вы собираетесь делать?
Г-жа Дюпарк. Что вы затеваете?
Г-жа де Бри. О чем идет речь?
Мольер. Прошу вас всех сюда. Мы все уже в костюмах, а король прибудет
часа через два, не раньше. Давайте пока прорепетируем нашу пьесу и решим,
как ее играть.
Лагранж. А как можно играть то, чего не знаешь?
Г-жа Дюпарк. Я вам прямо говорю: я из своей роли ни слова не помню.
Г-жа де Бри. Мне придется с начала до конца играть под суфлера.
Г-жа Бежар. А я так просто выйду с тетрадкой в руке!
Г-жа Мольер. Я тоже!
Г-жа Эрве. Хорошо, что у меня немного слов!
Г-жа Дюкруази. Иу меня немного, но боюсь, что я и тех не скажу.
Дюкруази. Я готов откупиться десятью золотыми.
Брекур. А я бы предпочел двадцать ударов плетью, уверяю вас!
Мольер. Вы все жалуетесь на скверные роли, а что бы вы сделали на моем
месте?
Г-жа Бежар. На вашем? А вам-то какая забота? Пьесу написали вы, - вам
ли ее не запомнить?
Мольер. Да разве дело только в том, собьюсь я или не собьюсь? А кто,
как не я, отвечает за успех пьесы, - это, по-вашему, пустяк? Вы думаете, это
так просто - разыграть смешную пьесу перед обществом, которое нынче здесь
соберется, и заставить смеяться почтенных особ, которые смеются, только
когда им заблагорассудится? Какой писатель не убоялся бы такого испытания!
Г-жа Бежар. ............