Часть полного текста документа: Началом отечественного танкостроения принято считать 1920 год, когда на заводе "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде было организовано производство первых советских танков. В связи с ограниченными возможностями промышленности и отсутствием подготовленных кадров в области танкостроения все типы танков вплоть до середины 30-х годов создавались на основе изучения и использования зарубежного опыта (главным образом английских и американских образцов). Перед войной основу танкового парка составляли легкие танки Т-26 и БТ, в конструкции которых предпочтение отдавалось огневой мощи и подвижности. В войсках имелось некоторое количество средних танков Т-28 и тяжелых Т-35, а также танкетки. Одним из главных факторов, повлиявших на ход сражений Великой Отечественной войны, стало создание в предвоенные годы первоклассных машин отечественной разработки - среднего танка Т-34 и тяжелого КВ. По сути, советские конструкторы первыми в мире создали танки, в которых гармонично сочетались все боевые свойства. С этого времени советское танкостроение стало развиваться собственным, самобытным путем. К сожалению, производство этих машин не было развернуто в достаточном количестве к началу войны. К концу 1941 года почти полностью был выбит довоенный танковый парк, находившийся в войсках западного направления. Заводы по производству Т-34 и КВ были эвакуированы на восток. В этих условиях для восполнения в короткий срок потерь танков промышленность в большом количестве выпускала легкие танки Т-60 и Г-70. К 1943 году они уступили место на поле боя средним и тяжелым машинам. Тогда были разработаны танки Т-34-85, ИС, большое семейство самоходных артиллерийских установок, практически выполнявших на поле боя задачи танков 46-65 В рассматриваемый период оставалась неизменной классификация танков по их боевой массе на легкие, средние и тяжелые. Легкими считались танки массой до 20 т, тяжелыми - свыше 40 т. При этом для конструкторов существовали жесткие ограничения по массе разрабатываемых машин. Так, масса среднего танка не должна была превышать 36 т, а тяжелого - 50 т. Введение этих ограничений связывалось с грузоподъемностью мостов и железнодорожных платформ. Все серийные танки имели традиционную схему общей компоновки. Она предусматривала размещение экипажа в корпусе и в башне, основного вооружения - во вращающейся башне и моторно-трансмиссионного отделения - в кормовой части корпуса. Такую схему компоновки, получившую наибольшее применение в мировом танкостроении, принято считать классической. Сохранялась тенденция создавать основное вооружение танков для надежного поражения лобовой брони танков вероятного противника, а броневую защиту собственных танков разрабатывать с учетом эффективности зарубежных танковых пушек и могущества их боеприпасов. В связи с этим существенно повышалась огневая мощь всех типов танков за счет увеличения калибра пушек и бронепробиваемости снарядов, а в конце периода стал осуществляться переход к гладкоствольным пушкам. Вскоре после окончания войны были разработаны и установлены на танках стабилизаторы вооружения, инфракрасные приборы ночного видения и системы целеуказания наводчику от командира машины. Работы в области создания стабилизатора танковой пушки велись по двум направлениям. Первое направление предусматривало разработку танковых прицелов со стабилизированным полем зрения с одновременным отслеживанием пушкой стабилизированной линии прицеливания. ............ |