Часть полного текста документа:Ревизионная теория истины Блинов А.К. Ревизионная теория истины[44] призвана анализировать парадоксы типа парадокса лжеца (или парадокса Эпименида), которые показывают, что полагания здравого смысла относительно истины могут быть непоследовательны и противоречивы. Рассмотрим следующее "предложение лжеца": ( L ) Предложение ( L ) не истинно. Предложение ( L ) утверждает о себе, что оно не истинно; его противоречивость следует из очевидно тривиальных принципов. Применение базовой ("аристотелевой") интуиции относительно истины - предложение является истинным, если и только если то, что оно утверждает, имеет место - к предложению ( L ) дает: (1) Предложение ( L ) истинно, если и только если предложение ( L ) не истинно. При этом предложение ( L ) утверждает именно то, что оно не истинно; поэтому в силу корреспондентной интуиции оно истинно, если и только если оно не истинно. Другое явное противоречие следует из принципа бивалентности: (2) Предложение ( L ) либо истинно, либо нет. Противоречие, заложенное в (1), может быть развито рассмотрением двух случаев, которые допускает (2): что ( L ) истинно или что ( L ) не истинно. Случай 1. Предложение ( L ) истинно. Тогда в силу (1) предложение ( L ) не истинно. Таким образом, оно и истинно, и не истинно одновременно, что невозможно. Случай 2. Предложение ( L ) не истинно. Тогда в силу (1) предложение ( L ) истинно. Снова оно и истинно, и не истинно одновременно, что невозможно. Поэтому любой из этих двух случаев делает невозможным (1). Это подразумевает, что по крайней мере одна из этих основных интуиций, выраженных в (1) и (2), неправильна. Ревизионная теория истины отталкивается от семантической теории истины Тарского, в которой значение истины для множества предложений ("языка") дается условными предложениями вида: S истинен если и только если P , где P - предложение языка, а S - имя предложения Гупта называет такие предложения "бикондиционалами Тарского"[45] . Хотя эквивалентности Тарского кажутся весьма тривиальными, они, как мы видим, ведут к явным противоречиям, когда применяются к предложениям типа предложения лжеца, потому что предложение (1) - тоже пример именно такой эквивалентности. Согласно ревизионной теории, эквивалентности Тарского дают значение истины, но нам необходимы далее специальные семантические инструменты, чтобы показать, как они производят понятие истины. В частности, эта теория принимает, что истина - циркулярное понятие, и обеспечивает специальные средства для понимания циркулярных (приводящих к кругу в объяснении) понятий типа истины. Таким образом, полученное выше противоречие должно быть рассмотрено как неправильное употребление информации, выраженной в предложении (1), эквивалентности для предложения лжеца. В ревизионной теории эквивалентность типа (1) понимается как имеющий гипотетический характер. эквивалентности Тарского полностью определяют понятие истины, но только в силу специальной роли, отведенной им в соответствии с ревизионной теорией - а именно, они дают метод для получения все лучших и лучших приближений экстенсионала предиката истины. ............ |