Часть полного текста документа:Российская газетная реклама конца XIX - XX вв. Введение "Реклама - это бог современной торговли и промышленности. Вне рекламы нет спасения. Однако реклама - это искусство весьма не легкое, требующее большого такта..." Ги де Мопассан История коммерческой рекламы находится в тесной связи с ходом развития экономической жизни вообще и торговли и промышленности в частности. При натуральном хозяйстве, в чистом его виде, необходимость в обмене совершенно исключается, ибо оно в собственных пределах производит все, в чем нуждаются его члены, - и производитель, и потребитель сливаются в одно лицо; при таких условиях торговля, а вместе с ней и реклама не имеют места. По мере роста культуры и с увеличением производительности труда в особенности, в натуральное хозяйство входит элемент менового; появляются излишки собственного производства; с другой стороны, некоторые предметы прихоти и удобства могут не быть созданы в пределах собственного хозяйства. Происходит мена, возникает торговля.1 Время появления рекламы, как таковой, доподлинно не известно, но в XIV до нашей эры существовал институт глашатаев, это доказывают таблички с перечнем профессий, в которых значились и глашатаи, найденные при раскопках в центрах Крито-Микенской культуры. Эта профессия служила для информирования больших скоплений людей, которыми уже являлись древние города. Поиски первых истоков рекламы так увлекли исследователей, что один из французских критиков саркастически заметил: "Первая сцена рекламного характера разыгралась еще в раю. В ней участвовали три персонажа: Адам - клиент, Ева - продавец и Змей агент, рекламного бюро, который продиктовал Еве аргументы, воспользовавшись ими, она смогла совратить Адама с пути истинного.2 К сожалению, до нас не дошло каких-либо источников касающихся древней российской рекламы, но известно, что в XV веке вошло в обыкновение оглашать правительственные указы с Красного крыльца кремлевских палат в Москве, на Ивановской площади, (отсюда появилась поговорка "кричать на всю Ивановскую"). В конце XIX века в России рекламе давали следующее определение: "Реклама - объявления о продаваемых товарах и предлагаемых услугах, с целью привлечь потребителей расхваливанием, часто преувеличенным, качеств товара"3. Появление газетной рекламы От устной рекламы рыночного зазывалы к живописным вывескам, а затем к печатным объявлениям. Таков путь развития рекламы. В средневековой Европе бурному развитию рекламы способствовало появление газет и журналов. Первой в мире газетой, помещавшей рекламные сообщения, принято считать писавшуюся вручную римскую газету "Acta Diurhu". Древнеримская рукописная газета явилась прообразом первого типографского издания - французской газеты "Gazette de France", публиковавшей рекламные сообщения. 4 Прообразом средств массовой информации в России стала рукописная газета "Куранты" в 1660 г. Она "издавалась" в нескольких экземплярах для обеспечения новостями царя. Первый номер Российской печатной газеты вышел при непосредственном участии Петра I 2 Января 1703г. Газета называлась "Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах".5 Ведомости стоили 2 копейки и печатались в количестве 1000 экземпляров, но расходились очень туго. Первое объявление коммерческого характера ("печатано в Москве 1710-го лета мая 31 день") было приложено к 12 номеру "Ведомостей" текст его начинался так:"РЕЕСТР. ............ |