Часть полного текста документа:"Русский вестник" А. Цейтлин "Русский вестник" (1856-1906) - художественно-литературный и научно-публицистический журнал. Главный орган крепостнического дворянства; издавался в Москве. Основан был М. Н. Катковым , которым редактировался до самой смерти (1887), в сотрудничестве с К. Н. Леонтьевым . В дальнейшем изд. и ред. С. П. Катковой, Ф. П. Берг, М. М. Катковым, В. Грингмут. До 1861 выходил в свет два раза в месяц, в 1861 сделался ежемесячником. Первые семь лет "Р. в." издавался в духе обличительного либерализма. На страницах журнала выступали в эту пору виднейшие писатели либерально-дворянского и буржуазного лагеря: Тургенев (роман "Накануне"), Л. Толстой (роман "Семейное счастие", повесть "Казаки"), Д. Григорович (роман "Два генерала"), Островский (комедия "В чужом пиру похмелье"), Я. Полонский, в нем принимал участие и такой видный в будущем представитель революционно-демократической литературы, как Салтыков-Щедрин (несколько рассказов из цикла "Губернские очерки", комедия "Смерть Пазухина"). 1862-1863 годы произвели в направлении журнала резкие изменения. Студенческие волнения, многочисленные крестьянские восстания и особенно польское восстание испугали Каткова, как испугали они множество до той поры игравших в либерализм представителей имущих классов. Раньше других понявший, какими опасностями грозит дворянскому государству деятельность всех этих "крамольных" сил, Катков ставил свой журнал на защиту идеи русской государственности. Серия его публицистических статей этих лет направлена против Герцена и русских "нигилистов", все более и более насыщаясь воинствующим национализмом и реакционностью. Политическое влияние "Р. в." возрастает с огромной силой, несмотря на ряд предостережений редактору журнала за излишнюю "ретивость" и независимость суждений. В области внешней политики "Р. в." боролся за экспансию в Среднюю Азию и на Балканы, а в области внутренней политики - за развернутую борьбу с "крамолой" и якобы потворствовавшими ей представителями власти и за укрепление влияния крупного помещичьего землевладения. Эта программа защищалась помимо Каткова статьями Циона, Цитовича, Леонтьева, де Пуле и др. Изменение политической линии "Р. в." незамедлительно сказалось на его литературном содержании. В области эстетики журнал энергично пропагандировал идеи "чистого искусства" (статьи Н. Соловьева, критические выступления Авсеенко и П. Щебальского и др.), выступая против гражданской эстетики Чернышевского и утилитаризма Писарева. В области поэзии журнал брал курс на Вяземского, Алексея Толстого, Фета, Щербину, Майкова, Тютчева и др. Среди прозаиков характерное место занимает тот же Фет (цикл статей об усадебном хозяйстве, полный возмущения крестьянской "распущенностью" и сделавший их автора мишенью многочисленных насмешек демократической журналистики). Знаменательна роль "Р. в." в создании так наз. "антинигилистической" беллетристики, в самом неприглядном виде изображавшей революционное движение 60-х гг. и его идеологов. Началом ее должны были служить "Отцы и дети" Тургенева, которые Катков всячески стремился истолковать как памфлет на "молодое поколение". Эта реакционная беллетристика была представлена романами Писемского ("Взбаламученное море"), Клюшникова ("Марево"), Крестовского ("Кровавый пуф"), Лескова ("Некуда", "На ножах"), Авсеенко ("Злой дух"), Орловского ("Вне колеи"), Дьякова ("Кружковщина") и особенно Б. ............ |