Содержание
Введение
1 Модели обучения 2 Введение в нейронные сети 3 Краткие сведения о нейроне 4 Искусственный нейрон 5 Искусственные нейронные сети. Персептрон 6 Проблема XOR 7 Решение проблемы XOR 8 Нейронные сети обратного распространения 9 Повышение эффективности обучения 10 Подготовка входных и выходных данных 11 Методы обучения 12 Нейронные сети Хопфилда и Хэмминга
Выводы
Литература
Введение
Тема контрольной работы «Самообучающиеся системы» по дисциплине «Проектирование интеллектуальных систем».
В современном мире прогресс производительности программиста достигается в тех случаях, когда часть интеллектуальной нагрузки берут на себя компьютеры. Одним из способов достигнуть максимального прогресса в этой области, является "искусственный интеллект", когда компьютер берет на себя не только однотипные, многократно повторяющиеся операции, но и сам сможет обучаться.
Целью изучения дисциплины является подготовка специалистов в области автоматизации сложноформализуемых задач. Задачей изучения дисциплины является приобретение знаний о фундаментальных алгоритмах, применяемых при построении систем искусственного интеллекта, а также методов разработки программных приложений, реализующих эти системы.
Принципиальное отличие интеллектуальных систем от любых других систем автоматизации заключается в наличии базы знаний о предметной среде, в которой решается задача. Неинтеллектуальная система при отсутствии каких-либо входных данных прекращает решение задачи, интеллектуальная же система недостающие данные извлекает из базы знаний и решение выполняет.
Основное внимание в контрольной работе уделяется исследованиям в области искусственного интеллекта - самообучающимся системам.
1 Модели обучения
В психологии под обучением понимают способность к приобретению ранее неизвестных умений и навыков. В интелектуальных системах (ИС) неформальное понимание обучения трактуется аналогично. Предполагается, что в процессе деятельности ИС анализирует имеющуюся информацию и на основе анализа извлекает из нее полезные закономерности. Обучение как математическая задача может быть отнесена к классу оптимизационных проблем поиска описаний. Индивидуальная оптимизационная задача L есть пятерка
<XL, YL, L, FL, JL>,
где XL, YL - множества входных и выходных записей;
L XL YL - отношение (или функция : XL YL);
FL - множество отношений (fL XL YL для всех fL FL), называемых описаниями;
JL - оператор качества для FL, показывающий для каждого fL FL степень его близости к L.
Задача состоит в отыскании оптимального по JL описания f*L на FL. Для задач, относимых к обучению, характерна неполнота спецификации. Например, оператор качества может быть плохо формализуемым, либо информация об отношении.
Система (человек или машина) может получать новые знания многими способами. Можно, например, вывести нужную информацию как логическое следствие имеющихся знаний, получить ее модификацией имеющихся знаний, рассчитывая на «аналогичность» ситуаций, попытаться вывести общий закон из имеющихся примеров. Следующие задачи традиционно относятся к задачам обучения по примерам:
- прогнозирование: дана последовательность чисел: 2, 8, 14, … Чему равен следующий член последовательности?
- Идентификация (синтез) функций: имеется «черный ящик», о внутреннем устройстве которого можно судить по его поведению, подавая на вход сигналы и получая в ответ выходные. Требуется по этой информации сформулировать описание работы анализируемого устройства. ............