Часть полного текста документа:Сейфуллин Сакен Сабит Муканов Сейфуллин Сакен (1894-) - казахский пролетарский поэт. Член ВКП(б) с 1917. Р. в Тана-аркинском районе Карагандинской области, в семье скотовода-середняка. Учился в Омской учительской семинарии, которую окончил в 1916. Во время своего пребывания в семинарии был одним из наиболее активных участников кружка казахской молодежи "Бирлик" (Единение), ставившего себе задачей распространение идеи борьбы против царской колонизаторской политики и приобщение к культуре широких слоев казахского населения. В 1915 "Бирлик", превратившийся в политическую организацию, раскололся на две группы. С. и Алтанов Шаймерден заняли левую позицию, утверждая, что правая группа, предпочитающая линию Букейханова (лидер буржуазной партии), по существу защищает интересы одной лишь казахской верхушки. В 1917-1918 С. активно участвовал в организации "Совдеп" в Акмолинске и "Тас-казах" (Младоказак), организовал и редактировал газ. "Тиршилик", служившую орудием пропаганды идей большевизма, и вел активную борьбу с алаш-ординским (контрреволюционная националистическая партия) движением. В мае 1918, после чехо-словацкого переворота в Сибири, был арестован белыми. Колчаковский суд приговорил его к расстрелу, но ему удалось бежать. В 1922 С. - зам. наркомпроса Казакстана. В 1923-1925 - председатель совнаркома казахской АССР, ответственный редактор газ. "Энбекши казак", избирался в члены ВЦИК и Союзного ЦИКа. В 1936 награжден орденом Трудового Красного знамени. Литературой С. занимается с 1913. Первая книжка стихов "Откен-Кундер" (Минувшие дни) издана в 1915. Дореволюционные стихи С. написаны под влиянием поэтов национально-освободительного движения, однако эти стихи отличались от произведений правых националистов: занимая в основном националистическую позицию, С. понимал, что казахский народ не един, что среди него имеются группы эксплоататоров и эксплоатируемых. Политические воззрения С. стали более четко оформляться в 1917-1918. Наряду со стихотворениями вроде "Бабаларыма" (К моим предкам), свидетельствовавшими о недостаточном преодолении прежней идеологии, С. почти первый в казахской поэзии выступил с революционными стихами. В стихотворении "К рабочим" он изобразил рабскую участь рабочих до революции; в стихотворении "Товарищи" призывал рабочих к вооруженной борьбе за диктатуру пролетариата. С. написал первый казахский революционный марш "Жас казах марсельези". В стихах "Иван и Мырзабек", "Надежда", "Умит", "Умиля" проповедывал интернациональную борьбу против эксплоататоров. В пьесе "Красные соколы" показал борьбу большевиков провинции с колчаковщиной и Алаш-ордой. В начальный период нэпа стихи С. обнаруживал идеологические колебания. В стихах "Нэп", "Мягкий вагон", (1925) и в особенности в стих. "Жанцолин", "Разлука лебедя" наиболее рельефно отразились троцкистские влияния, выразившееся в капитулянтской оценке нэпа как отступления. В талантливо написанном мемуарном романе "Тяжелый путь, трудный переход" С. в документах и образах показал события гражданской войны в Казахстане. Исключительное место в казахской советской литературе занимает поэма "Советстан", в которой поэт воспевает творческую мощь страны советов и рисует яркие картины социалистического строительства. В формальном отношении эта поэма является большим достижением для казахской поэзии. ............ |