Часть полного текста документа:Системный подход к организации оздоровительной работы в образовательном учреждении Кандидат педагогических наук В.А. Вишневский Сургутский государственный университет, Сургут Проблема здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений (ОУ) актуализируется с появлением классно-урочного стандартно-нормативного подхода в педагогике. Отвечая на требования научно-технической революции и постоянно наращивая объем и интенсивность учебных нагрузок, школа все больше обостряла проблему их переносимости, превращаясь в "больную школу" [10,12]. В то же время на всех этапах становления современной школы существовал неподдельный интерес к вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся. И если вначале этот интерес в большей мере проявлялся со стороны узких специалистов, то в настоящее время инициатива сохранения здоровья принадлежит системе образования [2, 4, 6, 8, 9 и др.]. Вместе с тем перевод проблемы в плоскость педагогики и психологии не завершился созданием технологии организации оздоровительной работы в ОУ, которая зачастую сводится к набору большего или меньшего количества недостаточно обоснованных, плохо систематизированных, мало взаимосвязанных, а значит, и неэффективных мероприятий. Таким образом, можно констатировать наличие научной проблемы, заключающейся в недостаточной методологической и особенно технологической проработке вопросов организации оздоровительной работы в массовой школе, что и стало предметом данного исследования. Оно является результатом многолетней деятельности служб здоровья ряда образовательных учреждений г. Сургута и Сургутского района [5]. Служба здоровья (СЗ) как основной механизм реализации системного подхода к оздоровительной работе в школе. Если исходить из представлений, что каждый учитель-предметник должен быть еще и учителем здоровья, то в широком смысле СЗ - это все участники образовательного процесса, взаимодействующие в пределах функциональных обязанностей на основе общего концептуального подхода в рамках определенной содержательной модели и осуществляющие систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся и педагогов. В узком (технологическом) смысле в состав CЗ входят: замдиректора по научной работе, школьный врач, психологи, социальные педагоги, руководители методобъединений, представители органов школьного самоуправления. Таким образом, СЗ - это не дополнительное структурное подразделение школы, а функциональное объединение уже имеющихся в школе кадров. Обязательным условием результативности работы службы является интеграция в деятельности специалистов различного профиля. Под интеграцией подразумевается состояние связанности и взаимопроникновения в деятельности отдельных служб, а также процесса, ведущего к такому состоянию. Наиболее продуктивна в этом плане адаптивная модель службы здоровья в школе, которая не привязана жестко к конкретной образовательной философии. В соответствии с этой моделью работа СЗ разворачивается в определенной последовательности (см. рисунок). Комплексная входная диагностика здоровья участников образовательного процесса. Результаты наших исследований свидетельствуют, что здоровье учащихся наиболее заметно ухудшается в периоды максимального школьного стресса (к концу первого года обучения, при переходе к предметному обучению и в выпускных классах). ............ |