MaterStudiorum.ru - домашняя страничка студента.
Минимум рекламы - максимум информации.


Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биографии
Биология
Биология и химия
Биржевое дело
Ботаника и сельское хоз-во
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Издательское дело и полиграфия
Инвестиции
Иностранный язык
Информатика
Информатика, программирование
Исторические личности
История
История техники
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютерные науки
Косметология
Краткое содержание произведений
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культура и искусство
Культурология
Литература и русский язык
Литература(зарубежная)
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика
Медицина, здоровье
Медицинские науки
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги, налогообложение
Наука и техника
Начертательная геометрия
Новейшая история, политология
Оккультизм и уфология
Остальные рефераты
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Право, юриспруденция
Предпринимательство
Промышленность, производство
Психология
Психология, педагогика
Радиоэлектроника
Разное
Реклама
Религия и мифология
Риторика
Сексология
Социология
Статистика
Страхование
Строительные науки
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Управленческие науки
Физика
Физкультура и спорт
Философия
Финансовые науки
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
Экология
Экономика
Экономико-математическое моделирование
Экономическая география
Экономическая теория
Эргономика
Этика
Юриспруденция
Языковедение
Языкознание, филология
    Начало -> Религия и мифология -> «Слово» об оппозиции Перун—Велес/Волос и скотьих богах Руси

Название:«Слово» об оппозиции Перун—Велес/Волос и скотьих богах Руси
Просмотров:99
Раздел:Религия и мифология
Ссылка:Скачать(26 KB)
Описание:Перед этим ключевыми в древнерусском язычестве фигурами меня поставили историко-этнографические и феноменологические изыскания в области истоков русского (восточнославянского) христианства (православия).

Часть полного текста документа:

"Слово" об оппозиции Перун-Велес/Волос и скотьих богах Руси Т. А. Бернштам
    "На самом же деле все смешано -народы, дела и время".
    Татищев В. И. История Российская. Т. I. С. 265
    Перед этим ключевыми в древнерусском язычестве фигурами меня поставили историко-этнографическис и феноменологические изыскания вобласти истоков русского (восточнославянского) христианства (православия).
    I
    Клятва богом Перуном и скотьим богом Волосом в летописных текстах договоров Олега и Святослава с Византией (907 и 971 годы) не раз заставляла ученых искать обоснование связи творца молний со скотьим богом, чья сущность и сама по себе - предмет многочисленных загадок.
    В последние десятилетня в отечественнойгуманитарии наибольшую популярность и убедительность приобрела семиотическая реконструкция пары Перун-Велес/Волос как балто-славянской разновидности оппозиции "громовник-противник" в аспекте так называемого индоевропейского "основного мифа".1 По этойверсии, Велес/Волос атрибутируется как исконный балто-славянский бог-"вор" домашнего скота, а оба божества признаны верховной культовой парой Киевской Руси, чем и объясняется их совмещенность в княжеско-дружинных клятвах.
    По убеждению некоторых археологов - исследователей Приладожской Северной Руси, конкретные культово-тононимичсские следы "сотрудничества" Перуна и Велеса/Волоса обнаруживаются в пределах ее центра - Альдейгьи (Старая Ладога).2 Обобщив и проанализировав историко-археологичсские и языковые (топонимические) данные на территории Приладожского прото-государства, Д. А. Мачинскнй, разделяя мнение В.В.Иванова и В. Н. Топорова об исконностибалто-славянского и "ското-домашнего" происхождения Велеса/Волоса, тем не менее высказалпредположение, что его сочетание с Перуном является "специфически севернорусским образованием".3
    Возникновение этой нары ученый считает результатом мировоззренческого компромисса внутри скандинаво-славо-балтских верхов северного относоциума, состоявшегося на рубеже VIII-IX веков, т. е. примерно на 100 лет раньше,нежели "связка" Перун-Волос появляется в летописи. В другой работе Д. А. Мачинский предложил гипотезу о последующей трансформации Велеса/Волоса - бога домашнего скота в Волоса -бога "морских скотов"=военных судов с добычей, покровительство которого было необходимо дружине в морских походах па Византию.4
    Пойдя в начале своих исследований по пути преемственности концепции о славянском (балто-славянском) происхождении обоих богов и ихисключительной причастности в клятвах князюи дружине, я вскоре убедилась в невозможности объяснить с их помощью ни защитных функцийВолоса при наличии Перуна, ни двусмысленности (или неопределенности) его сакрального статуса в славянском и древнерусском пантеонах -Волоса (или Велеса) нет в "Древнем Летописце" Стрыковского5 и списке Владимира, ни других неясностей. Кроме того, переживания и трансформации Перуна и Волоса в восточнославянском/русском "двоеверном христианстве" шлидалеко не совместными путями, причем скотий облик последнего был "перекрыт" в нем отнюдьне одним покровителем крупного рогатого скота священномучеником Власием (как полагаютВ. В. Иванов и В. Н. Топоров), а целой иерархией святых образов (Архангел Михаил, пророк Илия, святой великомученик Георгий, мученикиМодест, Спиридон и др.).
    Все это заставило меня, как говорится, начать "с нуля" - обратиться к анализу летописных и документальных свидетельств.
    В летописи имеются, как известно, три клятвы договоров Киева с Царьградом; в отличие отупомянутых выше клятв Олега и Святослава, клятва Игоря (944-945 годы) произносилась только с именем Перуна. ............




Нет комментариев.



Оставить комментарий:

Ваше Имя:
Email:
Антибот:  
Ваш комментарий:  



Похожие работы:

Название:Анализ великой поэмы Данте Алигьери "Божественная комедия"
Просмотров:461
Описание: Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Камская государственная инженерно-экономическая академия Кафедра "РиСо"

Название:Божества в индуизме
Просмотров:398
Описание: Индуизм Индуизм - самая большая национальная религия в мире. По данным энциклопедии “Народы и религии мира” (М.,1998), всего в мире на 1996 год было около 800 миллионов сторонников этой религии, что составило 14% всег

Название:Церковь как божественное установление и социальная организация
Просмотров:305
Описание: Запорожский национальный университет Министерство науки и образования Украины РЕФЕРАТ на тему: «Церковь как божественное установление и социальная организация»

Название:Сравнительный анализ мифологического образа «божественного напитка»
Просмотров:272
Описание: Сравнительный анализ мифологического образа «божественного напитка» Данная работа является попыткой провести сравнительный анализ общего для ряда мифологий образа: воздействующего на эмоциональное состо

Название:Техника "констелляции греческих божеств" как метод психодрамы
Просмотров:257
Описание: ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 1. Техника "констелляции греческих божеств" как метод психодрамы К. Юнга Выводы Список литературы Введение Карл Густав Юнг развил сложную и одновременно чарующую теор

 
     

Вечно с вами © MaterStudiorum.ru