Часть полного текста документа:"Слово" об оппозиции Перун-Велес/Волос и скотьих богах Руси Т. А. Бернштам "На самом же деле все смешано -народы, дела и время". Татищев В. И. История Российская. Т. I. С. 265 Перед этим ключевыми в древнерусском язычестве фигурами меня поставили историко-этнографическис и феноменологические изыскания вобласти истоков русского (восточнославянского) христианства (православия). I Клятва богом Перуном и скотьим богом Волосом в летописных текстах договоров Олега и Святослава с Византией (907 и 971 годы) не раз заставляла ученых искать обоснование связи творца молний со скотьим богом, чья сущность и сама по себе - предмет многочисленных загадок. В последние десятилетня в отечественнойгуманитарии наибольшую популярность и убедительность приобрела семиотическая реконструкция пары Перун-Велес/Волос как балто-славянской разновидности оппозиции "громовник-противник" в аспекте так называемого индоевропейского "основного мифа".1 По этойверсии, Велес/Волос атрибутируется как исконный балто-славянский бог-"вор" домашнего скота, а оба божества признаны верховной культовой парой Киевской Руси, чем и объясняется их совмещенность в княжеско-дружинных клятвах. По убеждению некоторых археологов - исследователей Приладожской Северной Руси, конкретные культово-тононимичсские следы "сотрудничества" Перуна и Велеса/Волоса обнаруживаются в пределах ее центра - Альдейгьи (Старая Ладога).2 Обобщив и проанализировав историко-археологичсские и языковые (топонимические) данные на территории Приладожского прото-государства, Д. А. Мачинскнй, разделяя мнение В.В.Иванова и В. Н. Топорова об исконностибалто-славянского и "ското-домашнего" происхождения Велеса/Волоса, тем не менее высказалпредположение, что его сочетание с Перуном является "специфически севернорусским образованием".3 Возникновение этой нары ученый считает результатом мировоззренческого компромисса внутри скандинаво-славо-балтских верхов северного относоциума, состоявшегося на рубеже VIII-IX веков, т. е. примерно на 100 лет раньше,нежели "связка" Перун-Волос появляется в летописи. В другой работе Д. А. Мачинский предложил гипотезу о последующей трансформации Велеса/Волоса - бога домашнего скота в Волоса -бога "морских скотов"=военных судов с добычей, покровительство которого было необходимо дружине в морских походах па Византию.4 Пойдя в начале своих исследований по пути преемственности концепции о славянском (балто-славянском) происхождении обоих богов и ихисключительной причастности в клятвах князюи дружине, я вскоре убедилась в невозможности объяснить с их помощью ни защитных функцийВолоса при наличии Перуна, ни двусмысленности (или неопределенности) его сакрального статуса в славянском и древнерусском пантеонах -Волоса (или Велеса) нет в "Древнем Летописце" Стрыковского5 и списке Владимира, ни других неясностей. Кроме того, переживания и трансформации Перуна и Волоса в восточнославянском/русском "двоеверном христианстве" шлидалеко не совместными путями, причем скотий облик последнего был "перекрыт" в нем отнюдьне одним покровителем крупного рогатого скота священномучеником Власием (как полагаютВ. В. Иванов и В. Н. Топоров), а целой иерархией святых образов (Архангел Михаил, пророк Илия, святой великомученик Георгий, мученикиМодест, Спиридон и др.). Все это заставило меня, как говорится, начать "с нуля" - обратиться к анализу летописных и документальных свидетельств. В летописи имеются, как известно, три клятвы договоров Киева с Царьградом; в отличие отупомянутых выше клятв Олега и Святослава, клятва Игоря (944-945 годы) произносилась только с именем Перуна. ............ |