Государственный комитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике
Воронежский государственный архитектурно-строительный университет
Реферат
по дисциплине: "История архитектуры"
для специальности 2902
"Промышленное и гражданское строительство"
тема: "Собор Софии в Константинополе. Архитектура Византии"
Выполнил:
студент гр. ПГС -01
Кудояров Н. А.
Проверил:
преподаватель
Истомин Г. Н.
Липецк 2004
Византия. В этом пронизанном императорским пурпуром, священным золотом и христианским богословием имени сокрыто тысячелетие жизни великого государства. Его географические границы вполне восстановимы, но в жизни человечества оно исчезло более пяти веков назад, уйдя в небытие подобно Атлантиде. Греков сменили турки, христиан - мусульмане, Византия превратилась в Турцию, а ее столица - знаменитый Константинополь скрылась под обличием и названием Стамбула.
Произведения византийского искусства вошли в живую ткань культурного наследия современности, заполнили музеи, однако окружавшая их атмосфера, среда исчезли. И все же существует изумительный пейзаж, красота которого до сих пор полна отзвуков исторической миссии Византии как места встречи культур Востока и Запада, античности и средневековья. Это вид Стамбула с Босфора, в котором доминирует громада Софийского собора.
В наибольшей мере погружение в глубь истории происходит в интерьере собора - фантастическом по богатству духовного наполнения, уникальном по художественному совершенству и новаторству произведения мировой архитектуры. София Константинопольская - это синтез художественного опыта античности и воззрений христианства, самое полное, оставшееся в веках непревзойденным воплощение византизма.
Здесь совершилось то, что казалось недостижимым и даже ненужным христианам I - III столетий: родилась художественная концепция христианской церкви. Ранние христиане, жившие в атмосфере замечательного, но враждебного, чуждого им искусства языческой античности, стремились охранить свои идеалы, спрятать их от поругания в глубине сердец, считали невозможным их воплощение в архитектуре, живописи, скульптуре. Вот характерное высказывание одного из ранних христианских апологетов: "Какое изображение бога я сделаю, когда сам человек, правильно рассматриваемый, есть образ божий? Какой храм ему построю, когда весь этот мир, созданный его могуществом, не может вместить его? Не лучше содержать его в нашем уме, святить его в глубине нашего сердца?"
Потребовалось интенсивное переосмысление выразительности архитектурных форм, чтобы они приобрели способность воспроизвести то, что казалось невоплотимым средствами искусства. Основой послужила одна из главных идей христианства - о создании мира волей бога. В трудах богословов этот акт творения постоянно приравнивался к творческому действию архитектора, а созданный мир уподоблялся храму, построенному богом для человека.
Крупнейший богослов IV века Василий Великий в своем "Шестодневе", рассказе о сотворении мира, прямо называет его "художнической храминой божия создания" и дает подробное описание последовательности ее возведения. Творение начинается сверху устройством неба - "сотворил бог небо как свод и распростер его как шатер для житья". ............