Часть полного текста документа:Соотношение понятий "воспитывающая среда" и "воспитательное пространство" В.Ю.Ромайкин Существование в педагогике понятий "воспитывающая среда" и "воспитательное пространство", их содержательная близость, рядоположное использование обусловливают необходимость соотношения данных понятий. Термин "воспитывающая среда" имеет более длительную историю. Уже в теории и практике воспитания первой половины XX века находим предпосылки трактовки среды в качестве средства управления процессом становления личности ребенка. С.Т.Шацкий утверждает, что "...весь педагогический процесс как сложное явление социального порядка направляется в ту или другую стороны, изменяется качественно или количественно в зависимости от изменения среды (в широком смысле слова)" [8.С.92-93]. Среда воспринимается не только как объективный фактор становления личности, но и как объект педагогического воздействия, в результате чего она становится средством воспитания: "...среда, которая создается в целях педагогического воздействия" (А.П.Пинкевич) [7.С.10]; "...определенная воспитывающая среда" (А.Г.Калашников) [4.С.75]; "...учитель является (...) организатором и управителем социальной воспитательной среды" (Л.С.Выготский) [2.С.57].; "...реорганизация общественного строя имеет в деле воспитания громадное значение" (Н.К.Крупская); "Мы воспитываем не напрямую, а при помощи среды (...) специально формируем для этих целей среду" (Д.Дьюи) [3.С.24].Термин "воспитательное пространство" появляется в научном лексиконе педагогической науки в 60-70 гг. XX века в связи с обобщением экспериментальной деятельности по созданию социально-педагогических комплексов в Свердловской области. В толковом словаре русского языка среда определяется как окружающие человека социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий [6.С.660]. Понимание среды как окружающих условий, в которых развивается любой процесс, существует любое явление, позволяет нам говорить о контекстной функции среды. Согласно "Толковому словарю русского языка" В.Ожегова, контекст - это "относительно законченная в смысловом отношении часть текста, высказывания" [6]. Большой энциклопедический словарь определяет контекст как относительно законченный отрывок письменной или устной речи (текста), в пределах которого наиболее точно выявляется значение отдельных входящих в него слов, выражений и т.п. Литературовед Макс Фрай добавляет, что под контекстом нередко понимается "относительно законченная в смысловом отношении часть бытия". Среда, представляя собой совокупность множества обстоятельств, влияющих на любой объект, включенный в нее, во-первых, придает существованию данного объекта неразрывность и процессуальность, вовторых, создает феномен смыслового фона, который в целом "оттеняет" смысловое содержание каждой своей единицы. Термин "пространство" в сферу социальной жизни пришел из физики и математики, подразумевая множество объектов, между которыми установлены отношения, определяемые характером этих объектов и расстоянием между ними [6]. Философское представление о пространстве характеризует его как форму существования бытия. В данном случае пространство выражает отношения между сосуществующими объектами, определяет порядок их рядоположенности и протяженности, характеризует все формы движения материи, включая социальную. ............ |