ПЛАН
Введение ....................................................................................................... 2
Глава 1. Основные факторы развития ребенка в социуме ...................... 7
1.1. Понятие нормы и отклонения поведения учащихся от нормы в социальной педагогике …........................................................................................... 8
1.2. Типы отклонений в социальном поведении ..................................... 9
Глава 2. Девиации как социально - педагогическая проблема
2.1. Роль, характеристика и функции семьи в социально - педагогическом пространстве ...................................................................................................…11
2.2. Предпосылки развития девиаций и анализ их типов в подростковом возрасте .............................................................................................................. 17
2.3. Преступность как форма проявления делинквентного поведения детей и подростков ..................................................................................................... 24
Глава 3. Основы социально - педагогической деятельности с несовершеннолетними правонарушителями
3.1. Значимые составляющие индивидуального профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя ................. 46
3.2. Структура и содержание индивидуальной профилактической программы работы социальных педагогов с несовершеннолетними правонарушителями ................................................................................................................. 53
3.3. Пути и средства воспитательно – профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя ...................................... 59
Заключение ............................................................................................... 69
Библиография .......................................................................................... 76
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность и проблема исследования. Делинквентность детей относится к числу важнейших показателей, характеризующих экономическое, социальное и нравственное благополучие общества. В современной России состояние делинквентности школьников вызывает тревогу у народа, общественности, врачей, педагогов. Об этом свидетельствуют материалы средств массовой информации о положении детей, а также Федеральная программа развития образования 2000 года, в которой отмечается, что «в последние годы отчетливо проявляются тенденции увеличения делинквентности детей» [см. 69 - с. 3]. Статистические данные показывают, что в конце XX - начале XXI века за время обучения в школе количество делинквентных детей увеличивается в 2,4 раза [см. 23 - с. 6 ].
Такая ситуация обусловлена тяжелым социально-экономическим положением россиян: безработицей и миграцией, региональными конфликтами, ростом числа социально-неблагополучных семей, кризисом духовных ценностей, падением нравственного уровня населения Определенная доля вины за повышение уровня делинквентности детей обоснованно возлагается на общеобразовательную школу.
К числу факторов, влияющих повышение преступности школьников, российские ученые Ш. А. Амонашвили, К. Д. Ушинский,В. Т. Лихачев и др. относят перегрузку детей учебными занятиями, авторитарный стиль взаимоотношений педагога и учеников, недостаточный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в обучении и воспитании, гиподинамию и др. В современных условиях развития отечественной школы становится очевидным, что успешное решение проблемы снижения уровня делинквентности учащихся во многом зависит от совместных усилий психологов и учителей. ............