СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ – АЛАНИЯ
В Конституции Российской Федерации наше государство определяется как социальное, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Воплощение в жизнь данного конституционного положения является обязанностью государства. Это обуславливает необходимость научной разработки и реализации мер социальной защиты. Среди них значительное место занимают правовое регулирование и судебная защита социальных прав человека.
Правовое регулирование прав и свобод человека и гражданина, в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, относится к исключительному ведению Российской Федерации, а их защита находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72). Несмотря на сказанное, органы государственной власти субъектов Российской Федерации активно участвуют в правовом регулировании прав и свобод, особенно социальных, поскольку в Конституции Российской Федерации на это нет прямого запрета. Более того, как правильно отмечается в юридической литературе, «с одной стороны, обеспечение правовой защиты прав и свобод невозможно без правого регулирования, а с другой – установление прав и свобод в конституции или в уставе субъекта Федерации уже есть дополнительная мера правовой защиты в силу юридических свойств конституции и устава» [1].
Поэтому Парламент Республики Северная Осетия – Алания принял правильное решение, закрепив в Конституции Республики Северная Осетия – Алания все права и свободы человека и гражданина и гарантии их обеспечения, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, а в отдельных случаях Конституция Республики Северная Осетия – Алания предоставляет человеку более широкие социальные права. Если в соответствии со статьей 38 Конституции Российской Федерации под защитой государства находятся материнство, детство и семья, то статья 38 Конституции Республики Северная Осетия – Алания устанавливает в качестве объекта социальной защиты и отцовство. Такое законодательное положение подкрепляется позицией Президента Российской Федерации, изложенной им в Послании Федеральному Собранию в 2005 году, в котором была отмечена необходимость повысить престиж не только материнства, но и отцовства [2]. В то время как статья 41 Конституции Российской Федерации предусматривает право на медицинскую помощь, Конституция Республики Северная Осетия – Алания предоставляет право на квалифицированную медицинскую помощь. Она же гарантирует бесплатное среднее (полное) образование, тогда как Конституция Российской Федерации только основное.
Наряду с конституционными нормами, важную роль в регулировании и, тем самым, в обеспечении социальных прав граждан играют текущие законы и иные нормативно-правовые акты. Необходимо согласиться с Руководителем Администрации Президента Российской Федерации С.С. Собяниным в том, что принятие нормативно-правовых актов в социальной сфере остается первоочередной задачей на настоящий момент для правотворческой деятельности субъектов Российской Федерации [3]. Понимая это, региональные органы государственной власти ведут активную правотворческую деятельность. ............