Часть полного текста документа:Советская школа и педагогика в период восстановления народного хозяйства и дальнейшего развития социалистического общества (1945-1958) Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева Развитие советской школы в первые послевоенные годы. Коммунистическая партия и Советское правительство еще в ходе Великой Отечественной войны приняли постановление о неотложных мерах по восстановлению народного хозяйства в районах, освобождаемых от фашистских оккупантов. Но особенно большие масштабы приобрела созидательная деятельность советских людей после победоносного завершения Великой Отечественной войны, в условиях мирного времени. Был разработан и принят первый послевоенный пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 годы. План предусматривал восстановление и строительство школьных зданий, значительное расширение сети школ и увеличение числа обучающихся в них. В процессе самоотверженного труда всего народа под руководством Коммунистической партии в кратчайший срок были восстановлены и построены новые школьные здания, заново созданы уничтоженные фашистами библиотеки, учебные кабинеты и внешкольные учреждения. Народы Советского Союза всемерно оказывали друг другу в этом братскую помощь: так, в Российской федерации срочно печатались учебники для украинских, молдавских школ, собирались книги и пособия для школьных библиотек, пострадавших во время войны районов. Промышленные предприятия, колхозы и совхозы оказывали действенную помощь школьному строительству, из года в год ширилась народная инициатива в помощь школе в городе и деревне. Всемерно увеличивались ассигнования на культуру и просвещение. Восстановление и дальнейшее расширение сети школ проводилось с учетом численности и плотности населения в данной области, с учетом перспектив ее экономического развития. Составлялись реальные планы строительства и восстановления школьных зданий, укрепления и расширения учебно-материальной базы, рациональной организации школьной сети, организации всеобщего обучения. Главное внимание обращалось на вовлечение детей (особенно потерявших одного или обоих родителей) в школы и на сохранение копти нгентов учащихся, подготовку необходимых педагогических кадров. Задания первого послевоенного пятилетнего плана в отношении сети школ и числа учащихся в СССР были перевыполнены. Так, намечалось довести число начальных, семилетних и средних школ в 1950 году до 193 тысяч, а количество учащихся в них - до 31,8 миллиона человек. На самом деле в 1950/51 учебном году функционировало свыше 220 тысяч общеобразовательных школ, в которых обучалось около 35 миллионов учащихся. Проведение всеобщего обязательного обучения. Изменения в структуре школьной сети. При осуществлении первого послевоенного пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства встретились серьезные трудности, среди которых следует сказать о большом перемещении населения в связи с реэвакуацией людей в родные места. Это обстоятельство, вызванное войной, требовало установления гибкой и оперативной системы учета детей, подлежащих обязательному обучению. Выполняя огромную работу по восстановлению и расширению школьной сети и вовлечению в школу детей, возвращающихся с родителями из эвакуации или отсеявшихся из школ во время войны, органы народного образования обращали особенно большое внимание на полный охват обучения детей, окончивших начальные школы. ............ |