Введение
Динамика книгопроизводства в последнем десятилетии XX в. Расширение числа стран-участников мирового издательского сообщества. Ориентиры российского книгоиздательства
"Двухтысячный год… можно без преувеличения назвать временем победного шествия книги по планете. Никогда еще в истории книгопечатания объемы книжного производства не были столь впечатляющими, как в истекшем столетии. В 2000 г. в мире было выпущено 1,2-1,3 млн книг и брошюр, то есть почти на целый порядок больше, чем сто лет назад"[1].
Лидеры Мирового книгоиздания в 2000 г. (по алфавиту) [2]
№ п/п Страна Количество выпускаемых названий, тыс. 1 Бразилия 50 2 Великобритания 120 3 Германия 80 4 Италия 50 5 Испания 60 6 Китайская Народная Республика 140 7 Российская Федерация 60 8 США 70 9 Франция 50 10 Япония 70
Обращает на себя внимание положение и в ряде стран "второго эшелона", где статистической службой МАИ зафиксированы высокие результаты. Среди них Южная Корея, где зарегистрировано рекордное повышение числа выпущенных книг на 73, 5% (36 425 в 1999 г. против 21 тыс. названий в 1990 г), Аргентина (рост за десятилетие почти втрое), Колумбия (такой же результат), Греция (превышение показателя 1990 г. вдвое), Польша (рост - 60%), Таиланд (рост - 50%) и др.
Ориентир российского книгоиздания на 2020 г. - 100-120 тыс. названий (в 2000 г. только две страны перешагнули стотысячный рубеж - Великобритания и Китай, который быстро приближается к отметке 150 тыс. названий).
Что касается тиражей, то согласно нормативу книгопроизводство должно обеспечивать выпуск 45 экз. книг и брошюр на семью… если принять количество членов семьи равным 4, то получим, что в год должно выпускаться 1,8 млрд экз. книг и брошюр… Таков второй ориентир на 2020 г.
1. Основная часть 1.1 Демократизация издательской деятельности в России 1.1.1 Закон "О печати и других средствах массовой информации"
Принятие Закона "О печати и других средствах массовой информации" произвело впечатление разорвавшейся бомбы в день его публикации на страницах печати, поскольку главные демократические нормы этого документа были заложены буквально в его первой статье и в первых строках этой статьи, которые гласили:
"Ст.1. Свобода печати
Печать и другие средства массовой информации в СССР свободны.
Свобода слова и свобода печати, гарантированные гражданам Конституцией СССР, означают право высказывания мнений и убеждений, поиска, выбора, получения и распространения информации и идей в любой форме, включая печать и другие средства массовой информации.
Цензура массовой информации не допускается"[3].
Принятие закона о свободе печати в России в тот период было не только желательным, но и крайне необходимым для эффективного продвижения общества по демократическому пути. Он содержал целый комплекс юридических норм и установлений, позволявший регулировать на правовой основе деятельность всех средств массовой информации и базировался на трех китах: свободе СМИ, плюрализме учредителей и отсутствии указаний на необходимость испрашивать разрешение на ведение информационной деятельности.
1.1.2 Закон "О средствах массовой информации"
В декабре 1991 г. ............