Часть полного текста документа:Сравнительный анализ конкурентоспособности и финансового состояния предприятий отрасли и/или региона Щиборщ К.В. Предлагаемая Вашему вниманию статья освещает вопросы практической методологии экспресс-анализа ключевых факторов развития бизнеса российского предприятия по сравнению с компаниями-конкурентами, оперирующими на том же отраслевом или территориальном сегменте рынка. В статье рассмотрены принципы отбора показателей экспресс-анализа и определения их сравнительной значимости ("веса" при выведении интегрального показателя) в зависимости от целей проведения анализа: оценка кредитоспособности предприятия со стороны потенциальных кредитных инвесторов (банковских институтов), выработка хозяйственной политики и стратегии развития аппаратом управления самого предприятия, обоснование эффективности совместной деятельности (институциональных инвестиций). Методологические проблемы экспресс-анализа сравнительной конкурентоспособности и уровня финансовой устойчивости предприятия и возможные пути их решения, приводимые в статье, на сегодняшний момент весьма актуальны для работников планово-экономических служб предприятия, а также менеджмента финансовых институтов (коммерческих банков, инвестиционных фондов и пр.), осуществляющими как портфельные, так и прямые инвестиции. Введение Конкурентоспособность и финансовое состояние (уровень финансовой устойчивости) являются двумя основными факторами успешного развития бизнеса предприятия. Под "конкурентоспособностью" понимается текущее положение предприятия на рынке (в первую очередь, занимаемая доля рынка - объем продаж в сопоставлении с общими по рынку и объемами продаж предприятий-конкурентов) и тенденции его изменения. Понятно, что "рыночная сила" предприятия зависит от ряда факторов эффективности ведения бизнеса компании, которые являются преимуществами ("сильными сторонами") по сравнению с конкурентами, как-то, эффективность системы продаж (маркетинговой и сбытовой инфраструктуры); уровень цен на реализуемую продукцию, зависящий от себестоимости производства и реализации продукции предприятия; качественные характеристики производимой продукции и ряд других. За счет своих рыночных преимуществ предприятие получает возможность потеснить конкурентов на рынке, повысить собственные объемы продаж, в определенной мере воздействовать на среднерыночный уровень цен за счет манипулирования объемом продаж и, в конечном итоге, повысить свои конечные финансовые результаты (величину чистой прибыли). Под уровнем финансового состояния (финансовой устойчивости) понимается наличие у предприятия свободных оборотных ресурсов (финансовых резервов), позволяющих своевременно погашать задолженность по текущим обязательствам, а также оперативно реагировать на изменение рыночной конъюнктуры и финансировать новые программы производства и сбыта. Следует понимать, что в долгосрочном аспекте рыночная эффективность (конкурентоспособность) определяет уровень финансового состояния фирмы - так дополнительная прибыль, извлекаемая из конкурентных преимуществ, повышает собственные средства предприятия, его ликвидность, финансовую маневренность и пр.; в контексте же текущего (оперативного) планирования эффективность и финансовое состояние чаще всего являются разнонаправленными (конфликтными) целями развития бизнеса. ............ |