Часть полного текста документа:Стандартизация системы управления компании Сафиуллин Марат Рашитович (д.э.н., профессор, зав. кафедрой менеджмента, Казанский Государственный Финансово-Экономический Институт) Габидуллин Тимур Махмудович (к.э.н., Казанский Государственный Финансово-Экономический Институт) В системе управления любого предприятия в процессе функционирования всегда имеет место большое число периодически повторяющихся функций, процессов и действий по принятию управленческих решений. При этом, как правило, существует масса разнообразных вариантов реализации одного и того же управленческого действия, процесса и множество всевозможных принципов и подходов к принятию аналогичных управленческих решений. В таких условиях, как показывают исследования, самопроизвольно и постепенно начинается формирование неких типовых моделей поведения системы управления - так называемых стандартов "де-факто". При этом не всегда стандарты "де-факто" фиксируют желаемые для собственников и менеджмента компании свойства системы управления. Более того, период формирования таких стандартов может быть очень длительным, в ходе которого поведение системы управления предприятия при отсутствии типовых моделей будет характеризоваться сильным разбросом параметров своего функционирования. Другими словами, в одних и тех же ситуациях при равных условиях система управления предприятия может функционировать по-разному, часто непредсказуемо и далеко от наиболее эффективного варианта. В соответствии с указанным, существует необходимость в оказании целенаправленных управленческих воздействий на процесс формирования стандартов управления в компании (управлять стандартизацией системы менеджмента) посредством разработки, внедрения и использования неких оптимальных стандартных принципов, процессов, функций и инструментов управления. С другой стороны, процессы глобализации, связанные с формированием и развитием крупных компаний, существенно актуализируют вопросы повышения управляемости децентрализованными, пространственно-распределенными подразделениями (дочерними компаниями, филиалами, представительствами) расширяющихся компаний. Уже сейчас многие крупные международные компании формируют и распространяют во всем мире единые принципы ведения бизнеса, планирования и отчетности; стандартные требования к персоналу и шаблонные управленческие технологии, часто зафиксированные в корпоративных информационных системах. При исследовании вопросов стандартизации управления нами не было обнаружено цельных и стройных теорий, описывающих особенности разработки и использования стандартов в системе менеджмента предприятия, что определенно создает проблемы при формировании прикладных подходов к стандартизации управления. Вот почему целью данной статьи является изложение разработанных нами концептуальных предложений в сфере формирования стандартов управления промышленного предприятия, что, прежде всего, предполагает изучение позиции, роли и места предлагаемого подхода в ряду уже существующих теорий управления и взаимосвязи данных теорий с предлагаемыми положениями. Нам представляется, что наиболее интересным является рассмотрение стандартов менеджмента в контексте теорий организационного развития. ............ |