Часть полного текста документа:Старые боги под новыми именами Игорь Шайтанов Имя величайшего греческого героя - Геракл, а каша его имени, которую мы едим по утрам, называется "геркулес". Почему? По той же причине, почему в классической мифологии греков имя бога войны Арес, а богини любви Афродита. А где же Марс, Венера? Они ведь более известны. В их честь названы планеты нашей солнечной системы. Первые имена - греческие, вторые - римские. Античная классика - это греко-римский мир. В нём греки были первыми, но римляне, восприняв их культурное наследие, распространили его по всей Европе вместе со своим языком - латынью. И после падения Рима латынь более тысячи лет оставалась языком европейской науки, философии, дипломатии. Развитие римской культуры было стремительным именно потому, что у них были такие сильные предшественники и учителя. Греки рано начали селиться на территории Апеннинского полуострова, оказывая влияние на италийские племена. Так было и с мифологией. Иногда греческие имена переделывались на новый лад: Геракл стал Геркулесом, Геста - Вестой. Ещё чаще имена италийских богов приспосабливали к пантеону, заимствованному у греков. Зевса переименовали в Юпитера, Геру - в Юнону, Афину - в Минерву, Гермеса - в Меркурия, Посейдона - в Нептуна, Артемиду - в Диану, Аполлона - в Феба, Гефеста - в Вулкана, Диониса - в Вакха... Старых италийских богов почти не осталось. Самое заметное исключение составляет двуликий Янус. Сюжет на поля: Янус когда-то был едва ли не главным божеством римлян. Его двуликость - свидетельство о древней связи с миром Хаоса, где формы ещё неустойчивы, где одно легко перетекает в другое. Это знак древнего оборотничества. В обновлённом римском пантеоне Янус станет богом договоров, союзов. А позднее он будет восприниматься воплощением характера лукавого римлянина и самой римской цивилизации. Мир грека - город, полис. Полисная жизнь была общественной и коллективной. Она протекала на площади. Мир римлянина - империя, в которой тем не менее он начинает ощущать себя лицом вполне частным и независимым у себя дома. Вот почему у римлян появляется большое число младших божеств, охраняющих его жилище и его самого. Кроме покровительницы семейного очага Весты, есть лары и пенаты. Лары - это своего рода домовые. Пенаты также живут в доме, но их можно взять и с собой в путешествие. А кроме них у каждого человека есть свой покровитель от самого рождения - его добрый гений. Обеспеченные римляне имели не только дом в городе, но и сельскую виллу. Они полюбили природу и захотели быть ближе к ней, уйдя от городской суеты, грязи, порока. Вот почему у них так много природных божеств. Церера - древнейшая богиня всего растительного мира, производительных сил земли, которая станет римским вариантом греческой Деметры. Но римское воображение придало ей немало помощников - богов любимых, почти домашних, во всяком случае, близких к человеку. Плодами занимается Помона, цветами - Флора. В лесах царит Сильван. Фавн - бог полей и пастбищ. Изменчивый Вертумн воплощает смену времён года. Изменились не только боги, но и отношение к ним, да и ко всей мифологии. С одной стороны, она играла важную роль, являясь обязательной религией. ............ |