Часть полного текста документа:I. ВВЕДЕНИЕ При обсуждении вопросов, связанных с успехом или неудачей предприятия на рынке, необходимо помнить, что покупатель - хо- зяин положения. Такое отношение к покупателю характерно для Запада. К сожалению, у нас покупатель пока полностью не поль- зуется своими правами и не считает себя хозяином положения. Это является следствием неполного отражения новых рыночных от- ношений в системе экономических отношений в России. Продавец находится в конкуренции не только со своими пря- мыми "коллегами", изготовителями идентичного товара. но и с производителями разнообразных его заменителей. Помимо этого, предприятие должно быть в состоянии поставлять товары лучшего качества по более низкой цене или предоставлять услуги лучшие, чем у конкурентов. Менеджмент позволяет предприятию быть нечто большим, чем суммой его отдельных компонентов - капитала и сотрудников. Задача предприятия состоит в том, чтобы осваивать новые рынки, удовлетворять потребности клиентов. Одновременно она является и задачей руководства, менеджмента. Успехи и неудачи предприятия - это в первую очередь успехи и неудачи менеджмен- та. Если предприятие работает плохо, нерентабельно, его новый хозяин меняет не рабочих, а руководство. Итак, менеджмент оз- начает организацию работы коллектива. Работу на предприятии следует организовывать с таким расчетом, чтобы она в макси- мальной степени соответствовала потребностям сотрудников и позволяла активизировать их работу и повысить ее эффектив- ность. Принимая любые решения, менеджеры должны постоянно иметь в виду не только высокую рентабельность фирмы, но и проблемы существования своих сотрудников, а также потребите- лей, ради которых фирма существует и удовлетворение потребнос- тей которых реально обусловливает необходимость функционирова- ния фирмы и работы ее менеджеров. Любое принимаемое решение должно в длительной перспективе свидетельствовать об экономи- ческой пользе предприятия. Ну, а то, что дает хорошие резуль- таты только в данный момент времени и на ближайшее будущее, а в отдельном периоде ставит существование предприятия под угро- зу, следует расценивать как ошибочное. Т.о. обеспечение су- - 4 - ществования фирмы на рынке можно считать главной задачей ме- неджмента. В связи с этим долгосрочному планированию в его ра- боте придается большое значение. II. МЕНЕДЖМЕНТ. ВИДЫ ЦЕЛЕЙ Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осу- ществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов. Здесь фирма ориентируется на спрос и потребности рынка; постоянно стремит- ся к повышению эффективности производства, т.е. к получению оптимальных результатов с меньшими затратами, стремится к хо- зяйственной самостоятельности, обеспечивающей свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечный результат деятельности фирмы. В понятие менеджмента так же входит постоянная корректи- ровка целей и программ в зависимости от состояния рынка ( а результаты этой деятельности проявляются уже на рынке в про- цессе обмена ) и необходимость использования современной ин- формационной системы с компьютерной техникой. III. ............ |