Строительство Алтайской железной дороги 1913–1915 гг.
Введение Актуальность исследования:
Развитие истории железнодорожного транспорта является составной частью процесса становления и развития капитализма в России. В связи с этим большое значение имеет исследование процесса формирования ж/д сети как необходимого условия в системе материального производства.
В настоящее время Алтайская железная дорога способствует социально-экономическому развитию Алтайского края и всего Сибирского региона, имеет большое торговое и транспортное значение.
Объект исследования:
Развитие железнодорожного строительства в России в конце XIX – начале XX века.
Предмет исследования:
Строительство Алтайской железной дороги 1913–1915 гг.
Территориальные и хронологические рамки исследования:
Алтайский округ в 1913–1915 гг.
Цель исследования:
Изучить историю строительства Алтайской железной дороги и определить её значение для дальнейшего развития г. Барнаула, Алтайского края и всего Сибирского региона.
Задачи исследования:
1. Определить предпосылки транспортного освоения Алтайского округа в конце ХIX – начале ХХ века;
2. Сравнить предложенные проекты строительства железнодорожных линий Алтайской железной дороги;
3. Выявить пути инвестирования строительства Алтайской железной дороги;
4. Охарактеризовать кадровый состав руководителей строительства;
5. Восстановить процесс строительства Алтайской железной дороги;
6. Оценить положение рабочих на строительстве дороги;
7. Оценить значение Алтайской железной дороги в экономике г. Барнаула и Алтайского края.
Методы исследования:
Сравнение предложенных проектов строительства (метод сравнения), анализ предложенных проектов строительства (метод анализа), определение предпосылок строительства от России к Алтаю (метод редукции), описание путей инвестирования, кадрового состава, процесса строительства, положения рабочих (метод описания), обобщение результатов исследования обобщения (метод обобщения).
В работе рассмотрены основные аспекты строительства Алтайской железной дороги: предпосылки и проекты строительства, пути инвестирования, руководство, процесс строительства и начало эксплуатации.
Историография исследования:
· статьи Т.И. Баталовой «История частного железнодорожного транспорта Сибири в конце XIX – начале XX вв.», «Железнодорожное строительство на Алтае в начале ХХ вв.» и «Проекты железнодорожного строительства на территории Алтайского горного округа»;
· статья Л.Н. Воробцовой «Деятельность городской думы Новониколаевска и её городского головы В.И. Жернакова по защите проекта Алтайской железной дороги»;
· статья А.Д. Козлова «История Алтайской железной дороги: проекты и строительство»;
· статья В.И. Макаревич «История Алтайской железной дороги (1897–1917 гг.)»
1. Предпосылки и проекты строительства
Начало железнодорожного строительства в России можно считать одной из важнейших вех русского инженерного дела.
Небольшая по протяжённости железная дорога от Петербурга до Царского села (1837 г.) была первой и более 10 лет единственной железной дорогой общего пользования в России.
В конце 30-х гг. ............