Тема
Субъекты и объекты религиозного сознания. Субъект - объектное отношение религиозного отражения
План
Введение
1. Объективно-идеалистическая концепция сущности религии
2.Религия как одна из форм общественного сознания, объект религии и форма религиозного отражения
3. Психологические основания религиозного сознания
Заключение
Литература
Введение
В данной работе раскрывается сущность религиозного отражения мира – религиозного сознания. Цель работы – раскрыть природу религии с точки зрения субъектно-объектного отношения.
Религия не сводится к идеализму, не тождественна ему. Она — особый социальный феномен. Противостояние философского материализма и идеализма происходит в границах одной и той же формы общественного сознания — философии. Религия же — качественно своеобразная форма общественного сознания.
1. Объективно-идеалистическая концепция сущности религии В истории религии впервые рассуждения о субъекте и объекте религии излагаются в объективно-идеалистической концепции.
Объективно-идеалистическая концепция сущности религии является одной из основных, поскольку она выступает как философская основа всякой теологии. Развитие этой концепции нашло оное отражение в учениях Августина Блаженного, Ансельма Кентерберийского, Фомы Аквинского, томистов и неотомистов. Сущность ее заключается в доказательстве бытия бога. Ф. Аквинский сформулировал пять онтологических «доказательств» бытия бога на основе ограниченности истолкования проблем движения, причинности, случайности и необходимости, целесообразности. Во-первых, должен существовать «перводвигатель»; во-вторых, цепь действующих причин не может быть бесконечной; в-третьих, все случайное зависит от необходимого, должно, следовательно, существовать абсолютно необходимое, им выступает бог; в-четвертых, вещи обнаруживают различной степени совершенства, должно существовать нечто абсолютно совершенное, им является бог; в-пятых, целесообразность природы не может быть объяснена естественными причинами, следовательно, необходимо признать наличие сверхприродного разумного существа, упорядочивающего мир. Если остановиться на критическом анализе этих «доказательств», то можно отметить следующее. Первое и второе «доказательства» исходят из ложного предположения конечности мира; из третьего «доказательства» вытекает не существование бога, а существование необходимости в природе; четвертое «доказательство» носит онтологический характер, однако, надо учитывать, что онтологию в «доказательстве» бытия бога Аквинский не приемлет, следовательно, здесь он впадает в противоречие; пятое «доказательство» он считает самым универсальным, но оно опровергается материализмом по той причине, что именно то, что человек называет целесообразностью природы и как таковую постигает, есть в действительности не что иное, как единство мира, гармония причин и следствий, вообще та взаимная связь, в которой все в природе существует и действует. Обосновывая реальное бытие бога, Ф. Аквинский, как более последовательный сторонник реализма, сумел создать и новую гносеологическую концепцию «гармонии истины веры и разума», но в которой, в конечном счете, детерминирующими выступают истины веры, как рациональной формы познания творца. ............