План
Предисловие........................................................................................ 2
Замечания о тематике работы............................................... 3
Жизнеописание св. Стефана Пермского.......................... 4
Пермская земля и её святитель..................................................... 4
Выход Стефана на проповедь. Успех миссии в первые годы... 6
Победа св. Стефана над Памом-Сотником................................ 9
Учреждение Пермской епархии. О Стефане-епископе............. 11
Смерть свт. Стефана.................................................................... 14
Особенности образа св. Стефана в коми фольклоре. 16
Стефан как просветитель зырян. Стефанова азбука. 18
Вхождение пермских земель в состав Русского государства 22
Приложение: Зырянская азбука в её ныне известном варианте.................................................................................................................... 24
Список литературы:..................................................................... 25
Предисловие История Православного миссионерства знает немало подвигов проповедничества, когда люди, открывшие для себя истину христианской веры, желая её донести до других, обращали в христианство целые народы. Их прославила Церковь в лике святых особого чина, называя этих людей равноапостольными. Это и св. Нина, просветительница Грузии, и Григор Партев, усилиями которого армяне, бывшие язычники, стали первым в мире христианским народом, и солунские братья – Кирилл и Мефодий – просветители славян, и свт. Николай Японский, принесший евангельскую весть в синтоистскую Японию, и многие другие.
Но особо выделяются в этом ряду те, кто, проповедуя христианство, смогли дать просвещаемым народам письменность, тем самым сумев преобразить исторический облик народа.
Отечественная этнография, основанная на советской (кстати, далеко не самой худшей) научной школе, выделяет три основных этапа развития человечества: дикость, варварство и цивилизацию. Средняя ступень – варварство – определяется как этап, начинающийся с изобретения гончарного дела и заканчивающийся изобретением письменности[1].
Конечно, история и этнография, как и другие науки, не стоят на месте, и сейчас разрабатывается новая периодизация истории. Но нелепо отрицать тот факт, что появление письменности представляет новый этап в историческом развитии любого народа.
С этой точки зрения равноапостольный подвиг свт. Стефана Пермского заслуживает особого внимания: «Таких святых, как Стефан Пермский, на Руси мало. В Древней Руси подобного, пожалуй, и не сыскать: Стефан ввел в Христову Церковь соседний дотоле бесписьменный языческий народ. Других чудес он не сотворил, ни при жизни, ни после смерти; по крайней мере, агиограф о них не пишет…»[2].
Но ведь для прославления угодника его чудотворения (или отсутствие таковых) не есть непременное условие, тем более, когда речь идёт о миссионерской деятельности. И можно с уверенностью утверждать, что успех миссии св. Стефана и есть самое важное чудо, явленное Господом через пермского святителя. Собственно говоря, рассказ об этом и есть основная задача данной работы.
Замечания о тематике работы. Прежде чем приступить к изложению, необходимо сделать некоторые уточнения, касающиеся содержания реферата. Дело в том, что согласно учебной программе пятого курса по предмету «История миссий» в 2004-2005 гг. ............