Часть полного текста документа: Не с театра начиналась Москва. Более пяти веков наша столицаобходилась без постоянной сцены и специальных помещений длялицедейства. Представляли, скоморошничали и плясали, гдепридется, куда позовут. Право на это надо было завоевать вборьбе с церковью и канонами. Со временем строительствотеатральных зданий стало важным событием. Многие из них ссамого начала своего существования превращались вопределенную достопримечательность и жили долго, пока несгорали, их редко сносили, чаще достраивали и перестраивали. Представительные театральные сооружения зачастуюформировали планировку центральных ансамблей. Это былипамятники культуры определенных эпох. Театры в прошлом инастоящем являются излюбленной темой проектирования. Многоизвестных архитекторов с увлечением работали в этой области,оставив после себя примечательные постройки. Еще античныезодчие вдохновляли Палладио и Серлио, открывших новуюперспективу на итальянских сценах эпохи Возрождения.Французы и немцы, заразившись этой увлеченностью,разрабатывали новые догматы построения сцены и зала. Авслед за ними и наши архитекторы: Тома де Томон вПетербурге и Одессе, Росси в Москве и Петербурге, Кваренги,Растрелли, Бове - целое созвездие лучших зодчих России. Всеони придавали важное значение театру как ансамблеобразующемуэлементу. О театрах, существовавших до середины XIX века,сохранились лишь рассказы, записанные в виде историй,воспоминаний, даже романов, и небольшое количествонесовершенных рисунков. Вторая половина XIX века частичнозапечатлена на фотографиях. От первой четверти нашего векасохранился звук живого голоса на шипящей пластинке.Последние 65 лет театра увековечены кино. Но 20 столетийтеатральной истории мира не оставили нам ни подлинных живыхдвижений, ни голоса, ни света. И только одно - стенысооружений, камни, сценические порталы, которых касаласьрука великих артистов, музыкантов, художников, дирижеров,смогли сохранить до наших дней подлинность хотя бы части тойобстановки, которая была когда-то. Конечно, и здание не вечно. Но трудно не взволноватьсяпри мысли, что ты входишь через ту же дверь, через которуювходил Пушкин, можешь подняться по лестнице, по которойходил Чайковский, видишь дирижерский пульт, за которым стоялРахманинов, сидишь в том же зале, где 165 лет тому назадиграл Ференц Лист. В камне свидетельство былых времен долго просуществуетдля будущих поколений. Однако многое уходит безвозвратно. Не все москвичи знают, где был Арбатский театр, ивообще, что был таковой и что в течение двух лет он былсамым главным театром старой столицы. Погибли почти вседерявянные сооружения прошлого. Например, трудно догадатьсянашему современнику, почему одна из аллей, ведущих кстадиону "Динамо", называется Театральной... Итак, давайте проследим театральную историю Москвы. История театральных сооружений Москвы также, как и всейРоссии, подтверждаемая документами, начинается с конца XVII века, а для глаз нашего современника театральная Москваначинается позже - с Театральной площади. Почти на два векавперед это место для строительства театров определили в 1702году дьяки Посольского приказа отнюдь не из любви к театру,а желая удалить его как можно дальше от Кремля. ............ |