Часть полного текста документа:Тема № 10. Учет расчетных операций. План 1. Принципы учета расчетных операций. 2. Учет расчетов с подотчетными лицами. 3. Учет вексельных расчетов. 4. Учет расчетов по сомнительным долгам. 5. Учет расчетов с бюджетом. 1. Принципы учета расчетных операций Расчетные операции обслуживаются наличным и безналичным денежным обращением. Они возникают в связи с разрывом во времени между событиями предоставления услуг (начисления обязательств) и оплаты за них. В течение этого времени оба контрагента у себя в учете должны отразить величину задолженности - своей или чужой. Таким образом, в учете у одного контрагента будет отражена дебиторская задолженность, а у другого - кредиторская. Многообразие хозяйственных операций, по которым возникают расчеты, и многообразие форм расчетов вызывает необходимость формирования дифференцированной информации о них. Согласно П(С)БУ 10 "Дебиторская задолженность" и П(С)БУ 11 "Обязательства" каждый вид задолженности может классифицироваться, как текущая (погашаемая в течение 1 года или 1 операционного цикла) или как долгосрочная. Таким образом, для отражения задолженности в учете должны быть использованы следующие классификационные признаки: 1) наличный или безналичный способ погашения; 2) задолженность юридических или физических лиц, в том числе состоящих в штате предприятия; 3) долгосрочная или текущая; 4) по формам расчетов. В Новом Плане счетов сделана попытка максимально учесть все перечисленные признаки. В нем для учета дебиторской задолженности предназначены счета классов 1 и 3, сальдо по которым отражается в активе Баланса. Для учета кредиторской задолженности (обязательств) в Плане счетов предназначены счета классов 5 и 6. Учет должен вестись в разрезе каждого дебитора и кредитора с выведением сальдо по каждому из них. Свертывание сальдо недопустимо, так как это может привести к существенному искажению информации. С этой целью для учета расчетных операций в Плане счетов не предусмотрены активно-пассивные счета. 2. Учет расчетов с подотчетными лицами. Подотчетными лицами являются работник предприятия, получившие авансом наличные суммы на предстоящие административно-хозяйственные и командировочные расходы. Приказом директора по предприятию утверждается список лиц, имеющих право получать деньги под отчет. Предприятие выдает наличные деньги под отчет в размерах и на сроки, определенные руководством предприятия и, в отдельных случаях, согласованные с учреждениями банка. Остатки подотчетных сумм должны быть возвращены в кассу не позднее 3-х дней по истечению срока. Деньги выдаются под отчет при условии полного расчета по ранее выданным суммам. К учету принимаются расходы подотчетных лиц, подтвержденные оправдательными документами. Подотчетное лицо отчитывается перед бухгалтерией авансовым отчетом, к которому прилагаются все оправдательные документы (кассовые чеки и копии товарных чеков, проездные документы, счета гостиниц, общежитий, квитанции в подтверждение почтово-телеграфных расходов и квитанции по предварительному заказу билетов). Авансовый отчет подписывается подотчетным лицом. Порядок расчетов по командировочным расходам должен устанавливаться на предприятии в полном соответствии с действующим законодательством: - Инструкцией о служебных командировках в пределах Украины и за рубеж (приказ Министерства финансов Украины от 13.03.98 № 59); - Постановлением Кабинета министров Украины "О нормах возмещения командировочных расходов в пределах Украины и за рубеж", 1999 г., № 663 с изменениями и дополнениями. В Украине срок командировки, размер суточных ограничивается. ............ |