Управление инновационной деятельностью в процессе освоения производства новой продукции
Необходимость повышения инновационного потенциала России в сфере малого и среднего предпринимательства на современном этапе
Предпринимательство во многом основано на инновационном поведении собственника предприятия, который обладает глубоким мышлением, базирующимся на его высоком интеллектуальном капитале.
Инновация, как составляющая предпринимательства, берет на себя роль локомотива, который двигает любой новый бизнес вперёд и всегда заставляет интересные идеи превращаться в реальность. Однако прежде чем задействовать малый и средний бизнес для решения приоритетных задач развития национальной экономики, необходимо проанализировать формы осуществления предпринимательской деятельности управленческие и другие технологии, что требует определённого уровня развития национальной экономики и образования. Необходимо отработать механизмы венчурного финансирования малых предприятий, так как без этой поддержки невозможно дальнейшее развитие инновационных МП.
Опыт прошедших лет свидетельствует, что кредитование малых предприятий при умелой организации работы является менее рисковым, чем кредитование крупных предприятий. Тем самым практика кредитования в России подтверждает, что малый бизнес - это динамично развивающийся сегмент рынка, нуждающийся в кредитных ресурсах и активном сотрудничестве с инфраструктурой поддержки предпринимательства, в том числе с банковской системой.
Устойчивость и здоровье экономики России напрямую зависит от количества малых предприятий и количества людей, включенных в этот бизнес. Чем больше количество, тем крепче экономика. Статистика показывает, что большая часть малых предприятий занята в рутинном бизнесе, защищенном от конкуренции узостью рыночной ниши.
Интересно в этой связи проанализировать показатели работы малого бизнеса Москвы, где малых предприятий более 200 тыс., с числом занятых 2,2 млн. человек, что составляет около 34% городского населения. Для более ясной картины рассмотрим распределение количества малых предприятий по классам. Основная часть малых предприятий (39%) относится к классу 51, то есть заняты торговыми операциями через посредников "оптом". Далее по доле в общем количестве малых предприятий следуют:
класс К "Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг" - 18,7%;
класс D "Обрабатывающие производства" - 9,8%;
класс F "Строительство" - 8,3%;
класс 52 " Всевозможные торговые операции в розницу" - 6,3%. По официальным данным, к концу первого полугодия 2007 г. количество субъектов малого бизнеса Москвы достигло почти 307 тыс. ед., в том числе 208 тыс. малых предприятий и 99 тыс. индивидуальных предпринимателей. Показатель "плотности" малых предприятий Москвы постепенно приближается к среднеевропейским показателям (4-6 тыс. малых предприятий на 100 тысяч жителей). Необходимо отметить, что разрыв между регионом-лидером и регионами-аутсайдерами достигает десятки раз.
Наблюдая положительную тенденцию в развитии малого предпринимательства, тем не менее, отметим, что в целом настрой малого бизнеса остается пессимистическим. Так, 68,8% предпринимателей, опрошенных ВЦИОМом для выявления результатов работы малого бизнеса, уверены, что шансы отстоять свои законные интересы минимальны или их нет вовсе.
Вместе с тем, именно сейчас сложилась благоприятная обстановка для развития малого бизнеса. ............