1. Обзор по статье Богомолова А.Ю., Горемыкина В.А. "Управление лизинговым процессом"
Данная статья была опубликована в журнале "Финансовый менеджмент" №2 / 2001г.
Цель статьи – рассмотреть, каким образом происходит управление лизинговым процессом. Для достижения данной цели автор решает следующие задачи:
· выделить основные формы регулирования лизинговых отношений;
· рассмотреть организационные формы управления лизингом;
· проанализировать различные варианты организация лизинговых компаний.
В основе возникновения и быстрого распространения во всем мире лизингового бизнеса автор выделяет две группы факторов:
· Объективные – связанные с закономерностями и особенностями развития научно-технического прогресса и ростом капиталовложений в наукоемкие производства;
· Субъективные – социально-экономическая политика государства и преодоление общественным сознанием психологического барьера, осознание широким кругом предпринимателей того простого факта, что эффективный бизнес может быть построен не на своих собственных, а на чужих заемных (арендованных) средствах производства.
Среди объективных факторов развития лизинга существенное значение, по мнению автора, имеют следующие:
1. ускорение темпов обновления техники и технологии и, следовательно, сокращение сроков морального старения оборудования и увеличение их отрыва от периода полного физического износа;
2. усложнение и удорожание сервисного обслуживания новой техники, ограничивающие выполнение его самими пользователями;
3. усиление дифференциации выпускаемой продукции и расширение потребности не постоянного, а временного использования дорогостоящей специализированной техники;
4. возрастание сложности оптимального выбора наиболее эффективных моделей (марок) машин в увеличивающемся их ассортименте на рынке средств производства;
5. прогрессирующая нехватка капитала на финансовом рынке и распространенная недоступность традиционных источников инвестирования для мелкого и среднего бизнеса.
Автор выделяет три основных концепции управления лизинговой деятельностью в зависимости от уровня разделения труда в обществе и на предприятиях, размера и типа коммерческих организаций, стадии развития лизинга и сложившейся практики: производственную, маркетинговую и специализированную (отраслевую).
На небольших предприятиях, где не существует глубокого разделения управленческих функции, вся работа по подготовке и реализации лизинговых операций сосредоточивается в производственных подразделениях фирм-изготовителей оборудования, что позволяет улучшить сбыт новой техники, наладить ее ремонт и обслуживание непосредственно по месту использования у арендаторов. Ведь именно в производственных подразделениях находятся квалифицированные кадры, имеющие опыт в производстве и сервисном обслуживании выпускаемой техники. Но по мере развития и увеличения лизинговой доли выпускаемой продукции такая организационная форма перестает соответствовать экономическим интересам обоих сторон и на определенном этапе возникает необходимость перехода к новому более высокому уровню управления.
Автор отмечает, что выделение управления лизинговыми операциями в самостоятельные подразделения или в составе маркетинговой службы предприятия (банка, промышленной фирмы) позволяет уже с большой долей профессионализма продвигать выпускаемую продукцию на рынке лизинговых услуг.
И, наконец, в силу действия закона общественного разделения труда наступает третий этап, когда лизинговая деятельность выходит за пределы производственных предприятий-изготовителей и концентрируется в особой специализированной отрасли, представленной различного рода лизинговыми компаниями.
Что касается организации лизинговых компаний, автор выделяет в зависимости от конкретных условий в практике лизинговые компании нескольких типов:
· универсальные, создаваемые коммерческими банками;
· специализированные, создаваемые крупными производителями машин и оборудования и лизингующими часть своей продукции;
· комбинированные, создаваемые крупными фирмами, специализирующимися на поставке и обслуживании техники.
Любой лизинговой компании нужны стабильные источники финансовых средств для закупок лизингуемой техники. ............