Часть полного текста документа:Варлаам Печерский Карпов А. Ю. Варлаам (ум. ок. 1067?), первый игумен киевского Печерского монастыря (ранее 1062), а затем киевского Дмитриевского монастырей. Биографические сведения о Варлааме содержатся, главным образом, в летописном Сказании "что ради прозвася Печерский монастырь" и Житии преп. Феодосия Печерского, написанном диаконом Нестором. Согласно последнему источнику, Варлаам (его мирское имя неизвестно) был сыном боярина Иоанна, приближенного к киевскому князю Изяславу Ярославичу (1054-1078, с перерывами в 1068-1069 и 1073-1077). (Позднейшие печерские источники, а вслед за ними и некоторые исследователи, отождествляют этого Иоанна с известным киевским боярином и тысяцким "старцем добрым" Янем Вышатичем († 24 июня 1106 г. в возрасте 90 лет) и называют имя матери Варлаама - Мария "Яневая", бывшая духовной дочерью преп. Феодосия († 16 августа 1091). Однако это отождествление кажется сомнительным.) В княжение Изяслава Ярославича, т. е. после 1054 г., Варлаам пришел в пещеру преп. Антония и упросил старца постричь его в монахи. К тому времени Варлаам был уже женат и, по-видимому, занимал высокое общественное положение. "Одевъся въ одежю светьлу и славьну, - рассказывает Нестор, - и тако въседъ на конь поеха къ старцю, и отроци беша окрестъ его едуще и другыя коня въ утвари ведуще пред ним, и тако въ славе велице приеха къ печере отець тех". По повелению Антония обряд пострижения совершил иеромонах Никон (будущий печерский игумен), который и нарек боярского сына именем Варлаам. Пострижение Варлаама, а также княжеского "каженика" скопца Ефрема вызвало гнев князя Изяслава Ярославича, угрожавшего "раскопать" пещеру и заточить Никона как главного виновника произошедшего. Дело дошло до того, что "Антоний... и иже с ним, въземше одежда своа, отъидоша от места своего, хотяще отъити въ ину область", и лишь вмешательство супруги Изяслава, польки Гертруды, сумевшей уговорить князя, привело к примирению и возвращению иноков. Тем не менее боярин Иоанн, собрав своих слуг, ворвался в пещеры, силой захватил сына и увел его в свой дом. Однако ни гнев отца, ни уговоры и ласки супруги не смогли изменить волю новопостриженного монаха, и на четвертый день отец вынужден был согласиться с его решением и отпустить сына в монастырь. Вскоре после этого Антоний, отказавшийся стать игуменом основанной им обители, "затворися въ единой келии пещеры", а затем ископал себе новую, отдаленную пещеру. Игуменом же Антоний поставил Варлаама. Ни летопись, ни Житие Феодосия не называют точной даты поставления Варлаама на игуменство; во всяком случае это произошло ранее 1062 г. (Иногда, принимая во внимание гипотетический восьмилетний срок затворничества Антония - как известно, покинувшего пещеры в 1069 г. - говорят о 1060 или 1061 гг., но эти расчеты едва ли основательны. Другие встречающиеся в литературе даты - 1055, 1057 или 1058 гг. - также не могут быть признаны обоснованными. Позднейшие списки печерских игуменов датируют начало игуменства Варлаама 1032 г.; но эта дата, ориентированная на "раннюю" версию основания Киево-Печерского монастыря, вопиющим образом противоречит известным нам фактам биографии Варлаама и потому должна быть признана недостоверной.) С именем Варлаама связано начало фактической истории Киево-Печерского монастыря и, в частности, "выход" монастыря из пещер "на поверхность". ............ |