Часть полного текста документа:Вероятностный мир. Опыт философско-педагогических хроник Лобок Александр Идея вероятностного образования - образования, которое целиком и полностью строилось бы на непрограммируемой, неплановой основе - идея, не являющаяся новой в педагогике. Вольные школы античных философов, мастерские ремесленников и художников, когда идет процесс делания чего-то, а ученики в это делание деятельно вовлечены - это ведь и есть не что иное, как открытые педагогические студии, в которых реализуется вероятностный образовательный процесс. Да и сама человеческая жизнь есть не что иное, как сумма не планируемых заранее образовательных встреч с кем-то или с чем-то, и эта жизнь есть самый мощный образовательный институт, изобретенный когда-либо человечеством. "Школа жизни" - говорим мы, и понимаем, что это - самая мощная школа, с которой приходится иметь дело каждому человеку. Школа, заметим, на вероятностной основе. Но существует еще просто школа - институт, который на протяжении многих веков ставит эксперимент по обучению детей на жесткой плановой основе. Этот эксперимент длится уже так долго, что люди забыли, что это - эксперимент , и что жестко-плановая модель образования сама была когда-то изобретена людьми под определенные цели. Цели приказали долго жить, а модель осталась. При том - как универсально всеобщая. Почему так произошло, почему планово-урочная модель школы получила столь массовое и универсальное распространение - особый социологический вопрос. Возможно, потому, что она позволяла достичь более эффективного управления людьми. Впрочем, об этом лучше почитать Милослава Балабана. Так или иначе, но стремление построить школу на вероятностной основе (или, по крайней мере, увеличить вероятностный элемент в структуре обычной школы) - всегда было связано с идеалом свободы, с идеалом свободного человека. И, честно говоря, любая настоящая педагогика является по своей сути педагогикой вероятностной - достаточно почитать "Педагогическую поэму" Антона Семеновича Макаренко или книги Корчака. Однако особый вопрос - это вопрос о том, можно ли весь учебный процесс построить как вероятностный? Можно ли весь процесс вхождения ребенка в мир культуры построить как процесс его свободного путешествия, свободного выбора, свободной самореализации? На протяжении XX века было предложено несколько фундаментальных педагогических проектов, пытавшихся поставить и решить эту задачу. Самые известные и значительные из них - это проект Марии Монтессори, проект Селестена Френе, проект Милослава Балабана. И всякий раз эти проекты сталкивались с жестким сопротивлением социальной системы: свободный ученик - это неудобный ученик. Свободный ученик - это начало свободного человека, а свободный человек - угроза существующему миропорядку, в котором ведущие игровые позиции принадлежат людям, вышколенным несвободной школой. В 1991 году в г. Екатеринбурге была создана Лаборатория вероятностного образования, ставившая своей целью развитие вероятностной составляющей в деятельности педагогов общеобразовательной школы. Сотрудниками лаборатории разрабатывались педагогические и психологические тренинги, которые позволили бы обыкновенному учителю общеобразовательной школы обнаружить в себе желание и способность организовывать образовательный процесс на вероятностной основе - через создание особых образовательныъх сред, через парадоксолизацию учебной программы и т.п. ............ |