Весна-2010 в Таиланде
Подготовил Стас Таланов 7Б
Немного истории
До середины позапрошлого века Сиам – так раньше называли Таиланд – был практически закрыт для внешнего мира. Власти Сиама косо глядели на появление иноземных гостей, тем не менее отдельные европейские суда в тайские порты заглядывали – в виде исключения. Одним из исключений оказался и российский клипер "Гайдамак" под командованием капитана Петшурова. Его рапорт о посещении Бангкока датирован 1863 годом, – видимо, с этого времени и следует вести отсчет контактам между нашими странами.
Окно в Россию
Спустя несколько лет после визита "Гайдамака" на сиамский престол взошел новый монарх из рода Чакри по имени Самдет Пхра Параминдр Мага Чулалонгкорн Пхра Чулак Пхрао. Если кратко – король Чулалонгкорн Рама V. Его не зря прозвали "сиамским Петром": новый монарх сразу заявил о желании открыть страну и установить дружественные отношения с ближними и дальними соседями. Среди стран, представлявших интерес для Сиама, просвещенный монарх указал и Россию. В этом было столько же доброй воли, сколько и трезвого политического расчета. К тому времени Англия и Франция практически поделили Индокитай, и Сиам оставался последней независимой страной на полуострове. Перспектива оказаться меж двух жерновов королю Чулалонгкорну никак не улыбалась, и он настойчиво начал искать не менее могучего союзника. В прозорливости Чулалонгкорну не откажешь – лучшего моста для налаживания отношений с обоими потенциальными агрессорами, чем огромная Российская империя, было не сыскать. Как и лучшего клина для вбивания между двумя соперниками.
Раньше дипломатов и царственных особ, еще в 1875 году, в Бангкоке успел побывать знаменитый этнограф-путешественник Николай Миклухо-Маклай. Чулалонгкорн лично встретил русского ученого, подробно расспросил его о России и снабдил охранной грамотой, предписывавшей местным властям оказывать ему всяческое содействие в исследованиях. Спустя семь лет, когда правящая сиамская династия отмечала свое столетие, на торжества прибыла уже целая военная эскадра под андреевским флагом.
А дальше контакты на высшем уровне пошли по нарастающей. В 1891 году капитан русской канонерки "Сивуч" привез королю Сиама подарок от русского царя – высшую награду Российской империи орден Андрея Первозванного. Тогда же страны обменялись визитерами на уровне принцев крови: император Александр III принял в своей летней резиденции брата Чулалонгкорна принца Дамронга, а цесаревич Николай нанес визит в Бангкок. На коронации Николая II среди высоких зарубежных гостей присутствовал и сиамский принц Чира.
Взвод гвардейцев в подарок
В 1897 году сиамский король отправился в первое турне по Европе на собственной яхте "Маха Чакри". В королевских планах значились встречи с главами правительств и монархами семи стран – Франции, Италии, Австрии, Германии, Бельгии, Великобритании и, конечно, России. Вояж вышел удачным во всех отношениях, чему способствовал неожиданный для многих "европейский" имидж азиатского правителя, свободно говорившего на беглом английском без переводчика.
Радушный прием был оказан королю Сиама в России. Сам император в окружении великих князей и министров встречал короля на дебаркадере Петергофского вокзала, на парадном мундире русского царя красовался сиамский "Орден Коронованных", а на мундире сиамского короля – крест Андрея Первозванного. Современники утверждают, что Чулалонгкорн был очарован петербургскими белыми ночами и петергофскими фонтанами. ............