Часть полного текста документа:Владислав Реймонт А. Малецкий Реймонт Владислав (1868-1925) - самый яркий представитель натурализма в польской литературе. Отец Р. - крестьянин. В 17 лет Р. покинул родительский дом и начал вести бродячую жизнь. То он странствующий актер, то железнодорожный рабочий. Собирался даже поступить в монастырь, затем снова вернулся на железную дорогу. Дебютировал. Р. мелкими рассказами из деревенской жизни и наконец в 1896-1897 дал два крупных романа: "Комедиантка" (Komediantka, 1896) и "Ферменты" (Fermenty, 1897). Всего за четыре года Реймонт с неслыханной быстротой проделал громадный путь в своем развитии и выдвинулся в первые ряды польских писателей. Р. вступил на литературное поприще в 90-х гг., когда Польша переживала полосу интенсивного капиталистического развития. Давным-давно был забыт старый традиционный патриотический романтизм, придававший специфическую окраску польской литературе. "Обогащайтесь" - это стало лозунгом дня, "мирно работайте, а не мечтайте" - об этом говорили уже и Прус и др. Р. подошел к польской действительности в атмосфере искусственной аполитичности, которую так старательно культивировали польская буржуазия и идеологи своеобразного "экономизма" польской буржуазии и польского дворянства, уже успевшего основательно обуржуазиться. В начале своей литературной деятельности Р., усвоивший эту аполитичность, поражал подчеркнутым объективизмом, интересом к элементарным инстинктам, к физиологии в ущерб психологии. В этом натурализме раннего Р. было много художественной правдивости и мужества. Благодаря своеобразию жизненного пути он подходил к жизни без тех предрассудков, которые прививаются буржуазной школой, средой, церковью. Огромный талант Р. не мог оставаться в рамках натурализма как литературной школы. Он стремился к большим полотнам, к большим обобщениям, предполагающим уже положительное мировоззрение. Здесь-то и начинается трагедия творчества Р. Он сумел понять всю гнусность буржуазной эксплоатации, но не увидел нового класса - польского пролетариата. Выхода Р. ищет не в борьбе этого класса за свое освобождение, а в буржуазной филантропии. Его могучий талант отражает жизнь во всей ее наготе. Такие его произведения, как рассказ "Смерть", с потрясающей правдивостью передают ужасы жизни мелкого крестьянина-собственника, но идея собственности для него священна. Р. не может и не хочет вскрыть социальные причины, создающие ужасные последствия, им же показанные, не хочет и не может указать выхода. В этом проявляется трусость класса, из которого он вышел. В 1899 Реймонт от деревенских рассказов из жизни мелкого люда, актеров и чиновников, перешел к изображению крупного промышленного центра и в "Земле обетованной" (Ziemia obiecana) дал картину из жизни лодзинских капиталистов и рабочих. Можно сказать, что "Земля обетованная" должна была стать началом нового этапа в его творчестве: перед Р. открывались два пути - путь к новой среде, новому классу или эволюция в сторону буржуазии, шляхты, помещиков. В "Земле обетованной" Р. недвусмысленно разрешил эту дилемму. Несмотря на то, что Р. мастерски обрисовал всю мерзость лодзинской капиталистической среды, дал картины нищеты, беспросветности пролетарской жизни, насыщенные полнокровной конкретностью, он все же уходит от пролетариата и связывает бесповоротно свой дальнейший творческий путь с имущими классами. ............ |