Введение
Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, имеющих непреходящее значение. В этот период ребенок осваивает цели и мотивы своих взаимоотношений с окружающим миром. Именно в этот период необходимо познакомить его с истинными ценностями человеческих взаимоотношений, помочь обрести навыки общения, которые он пронесет через всю свою жизнь.
Особое значение в развитии навыков общения играет сюжетно-ролевая игра, с помощью которой ребенок моделирует свою будущую социальную роль, учится соблюдать нормы поведения в обществе, развивает навыки общения со сверстниками и взрослыми.
Исследования умственного развития детей и дошкольного возраста, проводившиеся А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, П.Я. Гальпериным, Н.Н. Поддьяковым, Л.А. Венгером, позволили установить, что в основе этого развития лежит овладение разными видами познавательных ориентировочных действий, в основном игровых, связанных с общением.
Обычно выделяют младший (3 — 4 года), средний (4 — 5 лет) и старший (5 — 7 лет) Д. в. Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма: увеличиваются рост ребенка (на 20—25 см), масса тела и объем мозга, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности.
Актуальность проблемы исследования заключена в вопросе: какие групповые психолого-педагогические методы работы с детьми дошкольного возраста влияют на развитие у них навыков общения. Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования – Дети дошкольного возраста.
Предмет исследования – Групповые психолого-педагогические методы развития навыков общения у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: определить, какие групповые психолого-педагогические методы работы с детьми дошкольного возраста влияют на развитие у них навыков общения.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования выдвинут ряд гипотетических предположений:
1. Игра, как ведущий вид деятельности способствует развитию навыков общения у детей дошкольного возраста;
2. Навыки общения формируются при следующих условиях:
— развитии уровня самосознания у детей дошкольного возраста;
— желании детей участвовать в игре;
— условии передачи игрового опыта старшими дошкольниками младшим;
— выполнении детьми определенных норм поведения в сюжетно-ролевой игре;
— регулировании общения у детей дошкольного возраста в игре взрослым;
— применении эффективных психолого-педагогических методов организации руководства групповыми играми.
Для доказательства выдвинутых гипотез были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать существующие в психологической литературе представления о проблеме развития навыков общения у детей дошкольного возраста в группе сверстников.
2. Выявить возрастные особенности развития уровня самосознания и навыков общения у детей 5-6 и 6-7 лет.
3. ............