Городская открытая научно – практическая конференция
Тема: «Языковые средства создания комического в речи рассказчика-героя Зощенко»
Автор:
2007г.
Содержание
Введение. 3
Глава I. Зощенко и его герой. 6
1.1. Зощенко – мастер комического. 6
1.2. Герой Зощенко. 8
Глава II. Языковые средства комического в речи рассказчика-героя в произведениях М. Зощенко. 11
2.1. Классификация средств речевого комизма. 11
2.2. Средства комизма в речи рассказчика – героя в произведениях Зощенко 13
2.2.1. Каламбур как средство речевого комизма в речи рассказчика – героя 13
2.2.2. Алогизм как средство речевого комизма в речи рассказчика – героя 15
2.2.3. Избыточность речи как средство речевого комизма в речи рассказчика – героя 19
2.2.5. Парадокс как средство речевого комизма в речи рассказчика - героя 22
2.2.6. Ирония как средство речевого комизма в речи рассказчика - героя. 23
2.2.7. Столкновение разных стилей. 23
Заключение. 25
Библиография. 26
Введение Истоки сатиры лежат в далекой древности. Сатиру можно найти в произведениях санскритской литературы, литературы Китая. В Древней Греции сатира отражала напряженную политическую борьбу.
Как особая литературная форма сатира формируется впервые у римлян, где возникает и само название (лат. satira, от satura - обличительный жанр в древнеримской литературе развлекательно-дидактического характера, сочетающий прозу и стихи).
В России сатира появляется сначала в народном устном творчестве (сказки, пословицы, песни гусляров, народные драмы). Примеры сатиры известны и в древней русской литературе («Моление Даниила Заточника»). Обострение социальной борьбы в 17 веке выдвигает сатиру как мощное обличительное оружие против духовенства («Калязинская челобитная»), взяточничества судей («Шемякин суд», «Повесть о ерше Ершовиче») и др. Сатира в России 18 века, как и в Западной Европе, развивается в рамках классицизма и принимает нравоучительный характер (сатиры А.Д. Кантемира), развивается в форме басни (В.В. Капнист, И.И. Хемницер), комедии («Недоросль» Д.И. Фонвизина, «Ябеда» В.В. Капниста). Широкое развитие получает сатирическая журналистика (Н.И. Новиков, И.А. Крылов и др.). Наивысшего расцвета сатира достигает в 19 веке, в литературе критического реализма. Основное направление русской социальной сатиры 19 века дали А.С. Грибоедов(1795-1829) в комедии «Горе от ума» и Н.В. Гоголь(1809-1852) в комедии «Ревизор» и в «Мертвых душах», обличающих основные устои помещичьей и чиновничьей России. Сатирическим пафосом проникнуты басни И.А. Крылова, немногие стихотворения и прозаические произведения А.С. Пушкина, поэзия М.Ю. Лермонтова, Н.П. Огарева, украинского поэта Т.Г. Шевченко, драматургии А.Н. Островского. Русская сатирическая литература обогащается новыми чертами во второй половине 19 века в творчестве писателей - революционных демократов: Н.А. Некрасова (1821-1877) (стихотворения «Нравственный человек»), Н.А. Добролюбова, а также поэтов 60-х гг., группировавшихся вокруг сатирического журнала «Искра». Воодушевленная любовью к народу, высокими этическими принципами, сатира являлась могучим фактором в развитии русского освободительного движения. Непревзойденной политической остроты сатира достигает в творчестве великого русского сатирика - революционного демократа М.Е. ............