ВВЕДЕНИЕ
Современный специалист любого профиля должен обладать не только определенным комплексом и уровнем специальных знаний, но и определенным уровнем экологического мировоззрения и мышления, который позволит анализировать и оценивать собственную производственную деятельность относительно ее воздействия на природную среду. Основой для развития экологического мышления и мировоззрения может служить знание и понимание основных понятий и законов экологии, четкие представления о биосфере и ее эволюции.
Устойчивое экологическое развитие биосферы в условиях все возрастающего антропогенного давления является центральной проблемой человеческого общества, т.к при таком подходе может быть обеспечено само существование человечества как части биосферы.
Созданию и сохранению условий для устойчивого экологического развития может способствовать только получение специалистами различного профиля фундаментальных знаний законов развития, существования, функционирования экосистем разного уровня и биосферы в целом.
ЭКОЛОГИЯ КАК НАУКА. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИИ
Экология – это наука, изучающая закономерности взаимодействия организмов и среды их обитания, законы развития и существования биогеоценозов как комплексов взаимодействующих живых и неживых компонентов в различных участках биосферы.
Слово «экология» впервые употребил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866г., обозначив им биологическую науку, изучающую взаимоотношения организмов с окружающей средой. Экология стала для всего человечества не только наукой, но и способом мышления, поведения. Экология стала одной из сторон гуманизма, включая в себя духовность, понимания единства человека и природы, высокую культуру. Окружающая нас природа составляет фундамент всей жизнедеятельности человека, является источником ресурсов его хозяйства, однако наука очень долго обходила проблемы воздействия цивилизации на природу.
Если проследить последовательные этапы развития экологии, то вначале это были два частных раздела ботаники и зоологи. В середине XX века экология значительно расширила свою сферу и превратилась в отрасль биологии, изучающую надорганизменные системы, совокупность организмов вместе с окружающей средой, называемую общей экологией. В настоящее время экология пробрела междисциплинарное значение и превратилась во всеобщую экологию.
В экологии как науке должен осуществляться синтез научных дисциплин – биологии, геологии, физики, химии, экономики и др. Экологические проблемы требуют широкого философского осмысления, создания новых эстетических концепций. В экологии сложнейшие научные построения соседствуют с прикладными вопросами, которые требуют немедленного решения.
Основные задачи экологии:
· Постижение законов функционирования и развития биосферы как целостной системы;
· Изучение реакций компонентов окружающей среды на возмущение воздействия естественного и антропогенного происхождения;
· Определение допустимых пределов воздействия человеческой цивилизации на окружающую среду;
· Разработка концептуальных представлений и рекомендаций относительно путей развития общества, которые гарантировали бы соблюдение пределов воздействия на окружающую среду, существование и развитие последней.
Экология не просто научная дисциплина, она представляет собой проблемно ориентированную систему научных знаний.
ПОНЯТИЕ О ЗАГРЯЗНЕНИЯХ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Загрязнением окружающей среды называется поступление или возникновение в ней новых, обычно не характерных для нее физических, химических, биологических или информационных агентов, приводящее к отрицательным последствиям. ............