Часть полного текста документа:Защита электродвигателей промышленного назначения Василий Петрович Каргапольцев, начальник лаборатории теплоэнергоресурсов Кировского ЦСМ Современные стандарты большинства стран мира, в том числе и России, предъявляют все более высокие требования к повышению безопасности работы персонала и росту экономической эффективности во всех отраслях промышленности. Эти факторы определяют потребность в защите и наблюдении за оборудованием и механизмами, приводимыми в действие асинхронными электродвигателями. Пренебрежение указанными требованиями приводит к непредвиденному и значительному ущербу от снижению срока службы оборудования, к повышению вероятности травмирования персонала. На сегодняшний день существует три направления развития систем защиты: - механические; - электромеханические; - электронные. К первой группе относятся различные механические устройства, обеспечивающие разрыв вала двигателя с нагрузкой при перегрузках двигателя ( фрикционные муфты ). Электромеханические системы осуществляют контроль величины тока нагрузки и отключают питающую сеть при перегрузках и коротких замыканиях ( автоматический выключатель с тепловым и электромагнитным расцепителями ). Для повышения эффективности и снижения стоимости конечного продукта специалисты предприятий различных отраслей промышленности реализуют проекты, направленные на модернизацию электропривода машин и механизмов. Наиболее рационально эти цели могут быть достигнуты применением электронных систем защиты. В настоящее время разработаны различные методы определения режима работы двигателя. Наибольшее распространение получили две идеологии: угло-фазовый метод, реализованный в большинстве импортных дорогостоящих устройств, и контроль параметров двигателя по величине действующего тока в каждой из питающих фаз. Второй метод положен в основу работы монитора тока двигателя ( МТД ), разработанного кировским предприятием "Энергис" на основе 12-летнего опыта работ по обеспечению безаварийного ражима работ электродвигателей ( фото.1 ). С одной стороны, он может предотвратить поломки оборудования и травмы персонала, подавая сигналы управления при неноминальной нагрузке двигателя. С другой стороны, при своей сравнительно небольшой стоимости, монитор с успехом заменяет более дорогое и трудоемкое в обслуживании оборудование. Монитор имеет набор различных выходных сигналов ( реле, стандартный токовый и др. ), а также органов управления ( кнопки, переключатели, различные интерфейсы ), и может быть легко встроен в различные системы управления и автоматизации промышленного оборудования. МТД кроме доступной для российских производителей цены, обладает целым рядом преимуществ. Наличие функции автоматической настройки позволяет простым и доступным способом получить высокоэффективную защиту от недогрузки или перегрузки вследствие заклинивания, обрыва ремня или цепи, сухой работы или поврежденния подшипников. Возможности МТД включают в себя: - задержку при реверсе двигателя от 1 до 99 секунд; - задержку отключения двигателя при перегрузке ( недогрузке ) от 1 до 99 секунд; - отображение текущего тока любой фазы на дисплее. Действующее значение тока нагрузки в каждой фазе измеряется при помощи трех гальванически изолированных датчиков тока. Простое и удобное меню позволяет запрограммировать параметры срабатывания МТД: - перегрузка относительно номинального тока; - недогрузка относительно номинального тока; - время задержки перед включением двигателя в противоположном направлении ( реверс ) ; - время задержки отключения при 4-х кратной перегрузке; - время задержки отключения при перегрузке; - время задержки отключения при недогрузке. Основные свойства МТД. ............ |