ОГЛАВЛЕНИЕ
ВОПРОС 22. ПРАВА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ВОПРОС 49. ТРЕБОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ И РЕЖИМА РАБОТЫ ОБСЛУЖИВАЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ВОПРОС 52. ФОРМА И ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
22. ПРАВА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг диктовали свои условия. Судебная защита практически отсутствовала. Только с принятием Верховным Советом Российской Федерации 7 февраля 1992 года Закона «О защите прав потребителей» у граждан появилась возможность реализовать свои права, закрепленные в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (№ 39/248 от 9 апреля 1985 г.).
Закон «О защите прав потребителей» - один из первых рыночных законов, имеющих прямое отношение к преобразованию экономики. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали. Начало перестройки российского общества, ориентация экономики на нужды человека требовали максимального расширения прав потребителей и закрепления мер, обеспечивающих их реальное осуществление на законодательном уровне.
Значение Закона не только в усилении социальных гарантий гражданина, но и в объективном повышении ответственности производителей, продавцов, исполнителей, импортеров за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции способствует повышению качества продукции и услуг. Одновременно с этим Закон вносит существенные изменения в представления о некоторых вопросах в области нормирования качества продукции, о гарантийных и других сроках, связанных с качеством, информацией о продукции, ответственностью за нарушение прав потребителей и др.
Защита прав потребителя — комплекс мер, реализуемых государством и направленных на регулирование общественных отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных домашних и иных нужд не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности – изготовителем, исполнителем, продавцом и включает в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей.
В целях защиты прав потребителей, граждане вправе объединятся на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы). Общественные объединения потребителей (общества потребителей) создаются во всем мире. Это некоммерческие организации потребителей, они независимы от государства, политики и бизнеса и выступают в защиту прав потребителей.
В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Данные права граждан также закреплены и регламентированы в пункте 1статьи 45 (Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)) Закона «О защите прав потребителей».
В редакции пункта 1 статьи 45 Закона «О защите прав потребителей» до 21 декабря 2004 года была ссылка только на Федеральный закон «Об общественных объединениях», который является лишь одним из законов, регулирующих деятельность этих организаций. Поэтому редакцией Закона от 21 декабря 2004 года предусмотрено, что их деятельность определяется не только с ФЗ «Об общественных объединениях» и уставами объединений (их ассоциаций, союзов), а также совокупностью актов законодательства РФ.
В пункте 2 статьи 45 «О защите прав потребителей» закреплены основные полномочия общественных объединений потребителей. ............