Часть полного текста документа:Земские соборы Московского государства Состав, компетенция, порядок принятия решений. Между древнерусским вече и земским собранием нет прямой преемственной связи. Земский Собор можно сравнить в некотором роде с церковными поместными соборами русской церкви. Многие ученые склонны считать, что Земский Собор - сословно-представительный орган московской эпохи. Они полагают, что Земские Соборы очень схожи с сословными представительствами Запада и причины их появления одинаковы. Как советская, так и дореволюционная наука придерживалась этой ошибочной точки зрения По форме выражения эти органы действительно были очень похожи на сословно-представительные, но причины их появления совершенно разные. На Западе это был результат политической борьбы сословий. В России Собор это был результат административной необходимости (Ключевский). В основе Земских Соборов лежит идея представительства народа государства, то есть самого государства. Русская государственная цивилизация утверждает, что все люди равны перед государством, но не между собой. Западная цивилизация утверждает, что все равны друг перед другом, поэтому похожи друг на друга. В России народ растворен внутри государства. Государство - дом, живой организм, в котором живет человек. Отсюда такая сильная и исторически долгая вера русских в царя, отсюда такое частое упование на него. Латкин настаивал на том, что соборы были учреждениями сословными. Буданов говорил, что соборы таковыми не были. В принципе переход из одной социальной группы в другую не был запрещен вплоть до конца 17 века, поэтому говорить о том, что Земские Соборы были сословными учреждениями однозначно нельзя. Вопрос спорен. Особенность Земских Соборов заключалась в том, что они играли как законодательную, так и исполнительную роль. Первый Земский Собор был созван в 1549 году. Земские соборы просуществовали до 1684 года. За 135 лет существования этого государственного учреждения было созвано 57 соборов. Классификация соборов. В.Н.Латкин выделял совещательные и избирательные соборы. До 1598 вес соборы были совещательными, после смерти царя Федора Иоановича стали созываться избирательные соборы. Черепнин выделял соборы по способу из созыва: созванные царем; созванные царем по инициативе населения; созванные сословиями или по инициативе сословий в отсутствии царя; избирательные на царство. Состав Земского Собора. В собор входили: царь, боярская дума, освященный собор во главе с митрополитом (патриархом), дети боярские, посадские, черносошные крестьяне (присутствовали на соборах лишь в 1613 и 1682 гг.) Служилое и тяглое население было объединено в единую группу. На собраниях также присутствовали представители определенных социальных слоев: атаманы от казаков, головы от стрельцов и т.д. Способ созыва. Созыв собора осуществлялся призывной грамотой, послышавшейся от царя известным лицам и местностям. В грамоте содержались вопросы повестки дня, количество выборных. Если количество не было определено, это решало само население. Выборы проходили в городе с уездом и в губном стане в форме избирательных собраний людей определенных чинов данной местности. ............ |