Часть полного текста документа:Зеркальный купол храма знаний (о роли философии в определении смыслов и целей образования) Пузыревский Валерий Юрьевич, кандидат философских наук, сотрудник АНО "Образовательный центр "Участие". Как могут дети относиться к знаниям, которые помещают в специально созданный храм? Видимо, как к сакральной атрибутике, предметам культа. Быть может даже рядом окажется табличка для оглашенных "Руками не трогать". Вот они и стараются не трогать эти чужие предметы очень взрослого мира, даже с помощью мысли. Однако, не тут-то было... Общество все-таки вынуждает детей осваивать эти не свои для них знания ради некоего общественного благосостояния, которым, разумеется, пользуются далеко не все. И вынуждает оно вот так образовываться с помощью знаний издревле разработанными методами, методами "инструментального разума" и "калькулятивного, квантированного мышления". По замыслу общества эти методы и должны способствовать успешной социализации и достижению образованности ребенка в стенах массовой школы. За это общество руками государства и платит школе. Однако это вовсе не значит, что отдельные субъекты общества хотят платить именно за такую образованность. И действительно, ведь наряду со "знаниевыми" функциональными качествами, обретаемыми в ходе образования у человека каким-то образом формируются и "личностные" функциональные качества. Есть родители, которые надеются, что школа не забудет и про последние для их ребенка. То есть многие надеются на полноценную образованность, включающую в себя и "знаниевую", и "личностную". Без этого одна образованность относительно другой будет являться тем, что некоторые называют "полуобразованностью" и "необразованностью". Традиционная массовая школа индустриального и постиндустриального общества под истинной образованностью понимает преимущественно "знаниевую" (пронаучную) и очень часто игнорирует "личностную" (продуховную). Видимо, это происходит потому, что такая школа исторически в основном была ориентирована на научно-когнитивные практики постижения мира, а не на духовно-телесные. Так может оказаться, что виртуоз духовно-телесных практик, практик жизненного здравого смысла будет выглядеть неучем в глазах виртуоза научно-когнитивных практик и наоборот. Школа должна стремиться к полноценному образованию, к сбалансированной образованности личностной архитектуры человека, достигаемой с помощью взаимодополняющих педагогических техник "быть со знанием" и "иметь знание". Речь идет о взаимодополнительности рефлексивно-понятийной и эколого-эмпатической парадигм познавательно-действенного отношения к миру и к себе. В практике массового образования сейчас зачастую нет ни того, ни другого. Доминирует знакомство и запоминание готовых и якобы полезных знаний. Однако процент полезности школьных знаний оказывается невелик. Беда в том, что школа загипнотизирована собственной машинерией учебного процесса, фабрично-деятельностным конвейером подачи знаний. У педагогов, а значит и у детей просто нет времени и умений на то, чтобы приостановиться и осмыслить, отрефлексировать то, что и зачем они делают. Работа в фабрике знаний идет все тем же чередом, что и служба в храме знаний: более того - одно размещено в другом и порой взаимозаместимо. ............ |