Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы описания жаргона северодвинских рок-музыкантов
§ 1. Понятие о русском языковом пространстве и пространстве русской культуры
§ 2. О типах членения языка и формах его существования
§ 3. Жаргон, арго, сленг: о терминологической избыточности и омонимии в метаязыке социолингвистики
§ 4. О жаргоне как второстепенной коммуникативной системе национального языка и функциях жаргона
Выводы по первой главе
Глава 2. Лингвистическое описание жаргона северодвинских рок-музыкантов
§ 1. Рок-культура и язык
§ 2. Экстралингвистическая основа понятия «жаргон северодвинских рок-музыкантов»
§ 3. Лексико-семантические особенности жаргона северодвинских рок-музыкантов
§ 4. Заимствования в жаргоне северодвинских рок-музыкантов
§ 5. Фразеологизмы в жаргоне северодвинских рок-музыкантов
§ 6. Лексико-семантические группы в составе жаргона северодвинских рок-музыкантов
§ 7. Особенности морфемной структуры жаргонного слова и способы образования жаргонных единиц
§ 8. Семантический перенос как способ образования жаргона северодвинских рок-музыкантов
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
Список лексикографических источников
Приложение 1. Материалы к словарю жаргона северодвинских рок-музыкантов
Приложение 2. Список респондентов
Введение
Русский национальный язык представляет собой исторически сложившуюся языковую общность и объединяет всю совокупность языковых средств русского народа, в том числе все русские говоры и наречия, а также социальные жаргоны. Высшей формой национального русского языка является русский литературный язык. До недавнего времени филологическая наука, изучая динамику русской речи, преимущественное внимание уделяла положительному – словесному творчеству в высоком его понимании: книжному литературному языку, художественным текстам, поэтической речи, достойным проявлениям национального фольклора – и существенно меньше занималась стихией массовой городской речи, органической частью которой являются профессиональные подъязыки, социальные жаргоны, арго. Между тем городская речь как живой организм, существующий относительно самостоятельно, является частью общего русского языкового и культурного пространства, с которой посредством многих факторов связан и собственно литературный язык.
В силу географической отдаленности от других российских городов, а также ряда объективных социальных причин (род занятий жителей, влияние местных диалектов, условия жизни, природно-климатические условия, отдаленность от крупных центров), городская речь Северодвинска имеет свои индивидуальные черты. В рамках этой речи свое место занимают жаргоны, в числе которых и жаргон музыкантов – сравнительно небольшой социальной группы, для которых, по нашим наблюдениям, не характерны тесные контакты с себе подобными из других городов.
Изучение социальных диалектов связано с определенными трудностями. Подсистемы очень подвижны, они имеют некодифицированный характер и подчиняются законам, прежде всего социолингвистической нормы, которая значительно менее устойчива, чем языковая. Основная форма реализации социальных диалектов – устная. ............