Примеры решения задач
При работе с Рабочей тетрадью «Как мыслить экономическими категориями» Вы встретитесь с большим количеством задач. Мы подготовили для Вас несколько задач с подробным решением и анализом результатов, которые помогут Вам разобраться в сложных темах и выполнить задания тетради. Разобранные здесь примеры часто выходят за рамки Рабочей тетради, они призваны расширить и углубить Ваши знания.
Задача 1
Изучение предложения некоторого товара на рынке установило, что функция предложения имеет следующий вид:
Найдем:
1. объем предложения при цене за единицу товара 79, 240 и 30 руб.;
2. зависимость цены за единицу товара от объема спроса.
Решение.
Т.о. мы получили объемы спроса при колебании цены. Из результатов видно, что чем выше цена, тем больше продавцы предлагают для продажи данный товар.
Из полученного выражения мы легко можем охарактеризовать зависимость цены и предложения рассматриваемого товара. Так же очевидно, что при любой цене выше или равной 19 рублям предложение данного товара будет существовать на рынке.
Надеемся, что после данного примера Вы увидели все преимущества использования функций предложения. Конечно, графически решать задачу проще, но всегда ли это возможно?!
Давайте разберем очередной пример. Он будет посвящен рыночному равновесию.
Задача 2
1. рыночное равновесие;
2. величину излишков товара при цене равной 260 руб. и величину дефицита при цене равной 200 руб.
Решение.
1. Для нахождения рыночного равновесия решим систему уравнений:
19-5=14 ед.
Если цена будет равна 200 руб., то величина предложения составит 7 ед., а величина спроса – 35 ед. Т.о. размер дефицита будет определен как 35 – 7 = 28 ед.
И опять преимущества такого решения задач очевидны, т.к. результаты графического решения приблизительны, да и получить их при больших значениях весьма затруднительно. Другое дело представленный метод, Вы всегда быстро и точно можете посчитать значения при любом раскладе цен.
Теперь давайте остановимся на нескольких интересных задачах. Вы с ними столкнетесь не только в данной тетради, но и при изучении дисциплины «Финансы и кредит».
Задача 3
Давайте найдем современную стоимость (R) 1 доллара:
1. через 1 год (n) при банковской ставке (r) 15%;
2. через 30 лет при банковской ставке 15%.
Решение.
Данные примеры показывают, что современная стоимость денег и их будущая стоимость не равнозначны. Это обязательно необходимо знать и учитывать любому человеку. Задача 4 является ярким доказательством этого.
Задача 4
За обучение ребенка в эстетическом центре родители ежемесячно платят 300 руб. в течение 10 месяцев, внося плату в начале каждого месяца. Администрация центра заинтересована в получении большего количества денег первого сентября и поэтому предлагает заплатить за учебный год сразу 2800 руб. и больше за обучение в течение года не платить. Банковская ставка – 36% годовых.
Кому выгодна плата 2800 руб.: администрации или родителям?
Решение. Дисконтируя ежемесячные платежи, найдем современную стоимость потока платежей. Учтем что годовая ставка 36%, а значит в месяц она составляет – 3%.Итак, запишем: первый платеж не дисконтируется R1= 300; R2 = 300/(1,03), R3 = 300/(1,03)2 … R10 = 300/(1,03)9. ............