Часть полного текста документа:Анализ профессиональных эталонов технических изобретателей, проведенный по работам А. П. Нечаева Т. А. Майборода А. П. Нечаев (1870 - 1948 гг.) - доктор педагогических наук, профессор, сторонник естественнонаучного экспериментального развития психологической науки, автор ряда трудов по экспериментальной психологии, экспериментальной педагогике, педагогической психологии, изучению психических процессов, психотехнике, исследованию вопросов технического творчества. А. П. Нечаев был избран почетным членом ряда русских и иностранных научных обществ и учреждений, в частности, Института имени Ж.- Ж. Руссо в Женеве (1914), Венгерского педологического общества (1912), Педологического отдела Антверпенского городского управления (1901) и др. Со многими деятелями мировой психологической науки (В. Вундт, Г. Эббингауз, Э. Мейман, В. Штерн и другие) А. П. Нечаев поддерживал личные контакты. С 1931 по 1935 гг. он заведовал психотехническим сектором Центрального автоэксплуатационного научно-исследовательского института, был профессором-консультантом в Институте по изучению труда и отдыха при Наркомтруде [5]. А. П. Нечаев был сторонником активного внедрения психологических методов исследования на производстве. Он считал, что роль психологов заключается в профессиональном отборе кандидатов на те или иные должности и установлении степени соответствия их психического уровня профессиональным требованиям работы. Еще одной задачей психологов на производстве является улучшение технических условий труда работников. Для решения поставленных задач необходимо провести экспериментальное исследование творчества технических работников, в том числе инженеров. Анализируя проделанную в психологии работу по решению этих задач, А. П. Нечаев констатирует, что, несмотря на то, что были получены схемы творческого процесса, они носили скорее общий характер и не освещали особенностей технического творчества. Более подробно этот вопрос изучался инженерами, в частности, П. К. Энгельмейером, работы которого имеют для психологии большое значение, помогая ориентироваться среди богатого материала, характеризующего техническое творчество. Экспериментальное исследование технического изобретательства проводилось А. П. Нечаевым при участии его ассистентки В.Н. Тимофеевой в начале 1928 года совместно с группой членов Всесоюзной ассоциации инженеров (Н. К. Голованова, Л. В. Дрейра, А. К. Кауфмана, П. К. Энгельмейера). Исследуя процессы технического изобретательства, А. П. Нечаев искал ответы на вопросы: что следует называть технической изобретательностью? Какими качествами отличается изобретатель? Какие условия способствуют выработке этих качеств? Возможно ли их воспитать? Рассматривая деятельность изобретателя, А. П. Нечаев разделял позицию П. К. Энгельмейера, который рассматривал три акта в процессе изобретения: создание идеи, выработку схемы или плана и осуществление вещи на деле. Он считал, что в этой схеме содержится попытка наметить предмет исследования, выяснить психологическое сходство технического творчества с творчеством другого вида и указать возможность проявления индивидуальных различий в течение творческого процесса. Опираясь на эту схему, А. П. Нечаев выделял внешнюю и внутреннюю сторону технического изобретательства. ............ |