Часть полного текста документа:Текст - группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи (повтор, местоимения, синонимы и др.). Тема - то, о чём говориться в тексте, часто отражена в его заголовке. Основная мысль - обычно передаёт отношение автора к пре6дмету речи, его оценку изображаемого. В художественном тексте часто используются предложения со значением оценки. Выражая основную мысль, автор чаще всего движется по ступенькам, переходя от одной части к другой. Часть одной общей темы называют подтемой или микротемой. Вокруг неё группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем. В абзаце выделяют зачин (начало), развитие мысли, конец (концовку). Стилистика - наука, изучающая стили речи и употребление в них языковых средств. Цель художественной речи - образное отражение действительности и эмоциональное воздействие на мысли и чувства читателя. Писатель мыслит образами. Анализируя действительность, он запечатляет жизнь в картинах, в образах людей, типичное раскрывает в индивидуальном и конкретном. Стилистические черты - образность (с помощью слов, рисующих художественный образ картины), эмоциональность и экспрессивность (гиперболы, метафоры, олицетворения). Соединение типов речи должно быть оправданным и должно определяться замыслом автора и основной мыслью высказывания. СТИЛИ РЕЧИ. Научный стиль. Р. С. - 1-много, о/о, сообщение + объяснение. 1. Используется в научных трудах, докладах, лекциях, учебниках. 2. Задача речи - сообщить сведения, имеющие познавательный характер. 3. Высказывание обычно бывает: * Точным * Доказательным + термины. * Обобщенным (о группе предметов) * Отношения автора нет. 4. Научное рассуждение часто встречается в научной литературе, где раскрываются какие-либо понятия, отвечающие на вопрос "Что это такое?" и начинающиеся с научного определения. Деловой (официально) стиль. Р. С. - 1-много, О/о, сообщение + инструкция. 1. Используется обычно в различных деловых бумагах, инструкциях, законодательных документах. 2. Задача речи: * Сообщить сведения из практической жизни. Которое поможет человеку что-то сделать. * Дать точные указания, рекомендации. 3. Высказывание обычно бывает: * Официальным * Точным * Бесстрастным (лишенным эмоций) 4. Используются книжные, официальные слова и выражения, существительные, образованные от глаголов и прилагательных с суффиксами ени, ани, ств, ость. Публицистический стиль. Р. С. - 1-много, о/о, воздействие на массы + сообщение информации. (Публицистика - отрасль литературы, освещающая вопросы политики и общественной жизни.) 1. Используется в общественно-политической сфере жизни: газеты, журналы, радио, ТВ. Это речь агитаторов, пропагандистов, журналистов, тех, кто обращается к народным массам. 2. Задача речи: * Сообщить информацию * Воздействовать на массы * Сформулировать определённое отношение к общественной жизни, гражданскую позицию. 3. Высказывания бывают: * Злободневными по теме * Яркими, страстными, призывными * Удачный заголовок 4. Языковые средства и приёмы построения текста: * Прямое обращение к читателю * Фрагменты текста, в котором использован параллельный способ связи предложений * Экспрессивный повтор и стандартная лексика * Разные виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске * Оформление важных для раскрытия основной мысли членов предложения как самостоятельных предложений * Параллелизм в построении этих неполных предложений * Ряды однородных членов без союзов или с повторяющимся союзом И * Сочетание книжной и разговорной речи * Прямые обращения к собеседнику * Обратный порядок слов (инверсия) * Риторические вопросы Жанры публицистики. ............ |