Часть полного текста документа:Детская психология Ефимкина Р.П. Теории детского развития На сегодняшний день не существует единой теории, способной дать всеобъемлющее представление о психическом развитии ребенка. Чтобы получить более или менее полную картину развития, поведения и воспитания детей, нужно познакомиться с несколькими теориями, которые выражаются в типе периодизации. Психоаналитическая теория Ее предмет - человеческие эмоции и межличностные отношения. Наиболее известны две периодизации представителей психоаналитической теории: Зигмунда Фрейда и Эрика Эриксона. З.Фрейд (1856-1939) объяснял развитие личности действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения. Он полагал, что дети проходят 5 стадий психического, точнее, психосексуального развития. На каждой стадии интересы ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела, служащей источником получения удовольствия: оральная стадия (0 - 2 года); анальная стадия (2 - 3 года); фаллическая стадия (4 - 5 лет); латентная стадия (6 - 12 лет); генитальная стадия (12 - 18 лет). Э. Эриксон (1902-1979) выделил 8 стадий психосоциального развития личности. На каждой человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики: доверие - недоверие к окружающему миру (0 - 1 год); чувство независимости - ощущение стыда и сомнения (1 - 3 года); инициативность - чувство вины (4 - 5 лет); трудолюбие - чувство неполноценности (6 - 11 лет); понимание принадлежности к определенному полу - непонимание форм поведения, соответствующего данному полу (12 - 18 лет); стремление к интимным отношениям - изолированность от окружающих (раннее взросление); жизненная активность - сосредоточенность на себе, возрастные проблемы (нормальное взросление); ощущение полноты жизни - отчаяние (позднее взросление). Когнитивная теория Касается главным образом проблем становления и развития мышления, процесса усвоения знаний. Наиболее полно процессы умственного развития были разработаны швейцарским ученым Жаном Пиаже (1896 - 1980). Человек, по Пиаже, в своем умственном развитии проходит 4 большие периода: 1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) - от рождения до 2 лет; 2) дооперативный (2 - 7 лет); 3) период конкретного мышления (7 - 11 лет); 4) период формально-логического, абстрактного мышления (11-12 - 18 лет и далее). Теория поведения Пытается объяснить, почему, когда и каким образом дети и взрослые обучаются вести себя так, а не иначе. Эту теорию называют также бихевиористской (от англ. behavior - поведение). Основоположником бихевиоризма является Джон Уотсон (1878-1958). Большой вклад в практическое осуществление теории внес Б. Скиннер (1904-1992). Бихевиористы подчеркивают влияние среды на поведение и развитие детей и выделяют 3 типа социального обучения: классическое и оперантное обусловливание и подражание. Биологическая теория Сравнивает поведение людей и животных в естественных условиях и акцентирует внимание на определении общего и специфического в их поведении. ............ |