Содержание
Введение
Глава 1. Понятие «фантастической новеллы» в трудах отечественных и зарубежных исследователей
1.1. Новелла как жанр литературы
1.2. Понятие фантастики и фантастического
Выводы по Главе 1
Глава 2. Новеллистика в социокультурном контексте Америки
2. 1. Особенности американского романтизма
2.2. Творчество В. Ирвинга в соприкосновении с творчеством Эдгара По
2.3. Характеристика художественного стиля Э. По
Выводы по Главе 2
Глава 3 Анализ фантастического в новеллистике Э. По
3.1. Необычное в фантастических новеллах Э. По
3.2. Психологические новеллы Эдгара По как разновидность фантастического
3.3. Сверхъестественное в фантастических новеллах Э. По
3. 4. Научная фантастика Эдгара По
3. 5. Ужасное в фантастических новеллах Э. По
3. 6. Готический мир в фантастике Э. По
Выводы по Главе 3
Заключение
Список используемой литературы
Введение В истории культуры США эпоха рубежа веков (1790-1860-е годы) получила название эпохи романтизма. Американский романтизм возник в результате американской буржуазной революции 1776-1784 гг., как отклик на неё. Огромное значения для развития американского романтизма и реализма имела деятельность Эдгара По. Когда речь заходит о литературе американского романтизма, его имя называют одним из первых. Он справедливо считается одним из основателей и разработчиков американской новеллы как жанра литературы. Вопросом изучения фантастики вообще и ее месте в творчестве Э. По в частности занимались такие российские и зарубежные исследователи как Т. Кестхейи, Ю. В. Ковалев, Е. Брандис, В. Гаков, А. Вулис, Е. Герцык, Л.В. Карасев.
Таким образом, актуальность избранной темы определяется следующими положениями:
1) творчество Эдгара По недостаточно изучено в отечественном литературоведении с точки зрения фантастического аспекта в нем, в основном анализу подлежали такие его произведения, которые можно определить как жанр детектива; об остальных произведениях Эдгара По, как правило, говорилось вскользь;
2) значение творчества Эдгара По и в особенности его новеллистики для становления американской литературы (как самого жанра американской новеллы, так и особого литературного стиля) трудно переоценить. Эдгар По является одним из первых американских писателей-новеллистов, влияние которого испытали на себе многие последующие писатели и которое прослеживается как в американской литературе так и европейской в наше время. Поэтому исследование фантастического в его новеллах представляется актуальным в плане изучения особенностей американской литературы вообще (сюжетики, тематики, стиля, идейной позиции), во многом восходящих к Эдгару По.
Объектом изучения в данной дипломной работе выступает творчество Эдгара По в контексте американской новеллистики первой половины XIX века, предметом исследования являются художественные особенности фантастических новелл Эдгара По.
Целью данной дипломной работы является выявление своеобразия фантастических новелл Эдгара По в контексте американской новеллистики первой половины XIX в.
В соответствии с целью исследования в работе ставятся следующие задачи:
1.определить понятие «новелла»;
2.разграничить такие понятия как «мистика», «фантастика», «авторский вымысел»;
3.выявить особенности американского романтизма первой половины XIX века;
4.изучить творчество писателя в контексте американского романтизма;
5.раскрыть особенности содержания и стиля фантастического на основе материала его новелл.
В работе используются следующие методы:
- описательно-аналитический;
- анализ теоретической литературы по разрабатываемой проблеме;
- сопоставительный анализ.
Материалом исследования послужили новеллы Эдгара По «Падение дома Ашеров», «Вильям Вильсон», «Лигейя», «Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля», «Сфинкс», «Овальный портрет» и др.
Структура работы определяется целями и задачами. ............